База данных тестовых ошибок

( 7 Votes ) 

 

Название теста

Источник

Тип ошибок

1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г.Маклаков

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001., 2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.

В Д.Я. Райгородском – обработка не полная; в Никифорове – есть ошибки в переводе в Т-баллы шкал СМИЛ и др. Не прочитав статью автора – пользоваться тестом корректно нельзя.

2. Методика оценки суггестивности, автор и первичный источник неизвестны.

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. (с. 224-225)

Странная формула подсчета, не расшифрованы коэффициенты. Результаты по формуле не соответствуют приведенным нормам, т.к. если пользоваться формулой, минимальный балл по тесту составляет 35 баллов, а нормы начинаются с 20-ти баллов. Возможно, в формуле не нужно прибавлять 20, а нормы начинаются с 15-ти баллов.

3. Биографический опросник (BIV),  Bottscher, Jager, Lischer, 1976

Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003.

1) В тексте опросника сбита нумерация пунктов на 32-м пункте: он повторяется 2 раза и дальше всю нумерацию нужно увеличивать на единицу – 33 – это 34, 34 – это 35 и так до конца.

2) Ошибка в ключе: шкала PSYKON ключевой ответ 6а (а не 6б).

4. Тест «Практическое мышление взрослых» Акимова М. К, Козлова В. Т, Ференс Н. А.

Акимова М. К, Козлова В. Т, Ференс Н. А. Тест «Практическое мышление взрослых» // Психологическая диагностика. – 2008. - №2. – С. 4-133.

Ошибка в стимульном материале.Исправленный вариант задания 2 субтеста 3 к тесту «Практическое мышление взрослых» размещен в журнале Психологическая диагностика. – 2008. - №3. – С. 113.

5. Опросник "Шкалы психологического благополучия" К.Рифф

Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2005. - №3. – С. 95-127.

Есть несколько опечаток. Исправления опечаток там же на стр. 137.

6. Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. (с. 342-371)

1) На стр. 343 неправильно указано время выполнения 5-го и 9-го субтестов, нужно наоборот: 5-й субтест 10 мин, 9-й субтест – 3 мин. на запоминание и 6 мин. на воспроизведение.

2) В описании заданий раздела 6 и образцах решений в Образце 2 первое число «2» – не нужно, правильная последовательность: 9, 7, 10,8, 11,9, 12…

3) В Разделе 6, задание 102 последнее число последовательности не «60», «23».

4) В примере построения профиля с переводом в шкалу 20-80 по последнему субтесту должен быть коэффициент «4», а не 5 и 3. И в целом сам перевод сомнителен. Должны быть таблицы нормативов – перевода сырых баллов в стандартную шкалу для разных групп, а не одинаковые для всех коэффициенты.

7. Метод портретных выборов (адаптированный тест Сонди)

Собчик Л.Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений. – СПб.: Речь, 2003.

 

В общей схеме на стр. 30-31 при описании Я-влечения: подпись к 5-му фактору «k» вместо «Потребность в личной и коллективной нежности» должно быть «Потребность в сужении сферы Я (эгосистола)», а в подписи к 6-му фактору «p» вместо «Садомазохизм» должно быть: «Потребность в расширении сферы Я (эгодиастола)».

8. Опросник К. Л. Вилсона "Цикл управленческих умений", 1973

 Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003.

В интерпретации результатов на стр. 31 1-й абзац сверху должно быть не «Высокие оценки в блоках 1-6 и низкая мотивация цели», а «Низкие оценки в блоках 1-6 и низкая мотивация цели».

Там же не стр 31 3-й абзац снизу написано: «Если у руководителя высокая оценка по шкале «Мотивация цели», он своего рода ненужный балласт…», должно быть: «Если у руководителя низкая оценка по шкале «Мотивация цели», он своего рода ненужный балласт…»,

9. Опросник Мини-мульт (СМОЛ), 71 пункт

Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2002.

В сборнике Д.Я. Райгородского указано, что тест Мини-Мульт – это адаптация MMPI Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова. Это неправильно, так как это адаптация В.П. Зайцева и не теста MMPI, а его уже сокращенного западного аналога Mini-Mult И. Кинканнона.

Правильные источники:

Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult // Психологический журнал. – 1981. - №3. – С. 118-123.

Зайцев В.П. Психологический тест СМОЛ // Актуальные вопросы восстановительной медицины. – 2004. - №2. – С. 17-19.

10. Методика диагностики эмоциональности по В.М. Русалову Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. Методика размещена на с. 543. В начале приведена шкала лжи в виде фразы: «Вопросы 2, 10, 18, 25, 31, 38 служат для проверки адекватности оценивая опрашиваемым своего поведения. Испытуемые, набравшие по этой шкале 18 баллов и больше, по инструкции автора методики, должны исключаться из дальнейшей обработки». Здесь заложена ошибка в номере задания – должен быть не №38, а №39. Кроме того, судя по содержанию заданий, пункты № 18, 25, 31 и 39 являются обратными, то есть результаты по ним должны инвертироваться (1 меняться на 4, 2 на 3 и наоборот).

Продолжение следует… Будем благодарны всем коллегам за информацию об обнаруженных ошибках в тестах. Информация будет опубликована в этой рубрике с указанием лица, приславшего ее. Заранее спасибо!