Название теста |
Источник |
Тип ошибок |
---|---|---|
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г.Маклаков |
1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001., 2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. |
В Д.Я. Райгородском – обработка не полная; в Никифорове – есть ошибки в переводе в Т-баллы шкал СМИЛ и др. Не прочитав статью автора – пользоваться тестом корректно нельзя. |
2. Методика оценки суггестивности, автор и первичный источник неизвестны. |
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. (с. 224-225) |
Странная формула подсчета, не расшифрованы коэффициенты. Результаты по формуле не соответствуют приведенным нормам, т.к. если пользоваться формулой, минимальный балл по тесту составляет 35 баллов, а нормы начинаются с 20-ти баллов. Возможно, в формуле не нужно прибавлять 20, а нормы начинаются с 15-ти баллов. |
3. Биографический опросник (BIV), Bottscher, Jager, Lischer, 1976 |
Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003. |
1) В тексте опросника сбита нумерация пунктов на 32-м пункте: он повторяется 2 раза и дальше всю нумерацию нужно увеличивать на единицу – 33 – это 34, 34 – это 35 и так до конца. 2) Ошибка в ключе: шкала PSYKON ключевой ответ 6а (а не 6б). |
4. Тест «Практическое мышление взрослых» Акимова М. К, Козлова В. Т, Ференс Н. А. |
Акимова М. К, Козлова В. Т, Ференс Н. А. Тест «Практическое мышление взрослых» // Психологическая диагностика. – 2008. - №2. – С. 4-133. |
Ошибка в стимульном материале.Исправленный вариант задания 2 субтеста 3 к тесту «Практическое мышление взрослых» размещен в журнале Психологическая диагностика. – 2008. - №3. – С. 113. |
5. Опросник "Шкалы психологического благополучия" К.Рифф |
Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2005. - №3. – С. 95-127. |
Есть несколько опечаток. Исправления опечаток там же на стр. 137. |
6. Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра |
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. (с. 342-371) |
1) На стр. 343 неправильно указано время выполнения 5-го и 9-го субтестов, нужно наоборот: 5-й субтест 10 мин, 9-й субтест – 3 мин. на запоминание и 6 мин. на воспроизведение. 2) В описании заданий раздела 6 и образцах решений в Образце 2 первое число «2» – не нужно, правильная последовательность: 9, 7, 10,8, 11,9, 12… 3) В Разделе 6, задание 102 последнее число последовательности не «60», «23». 4) В примере построения профиля с переводом в шкалу 20-80 по последнему субтесту должен быть коэффициент «4», а не 5 и 3. И в целом сам перевод сомнителен. Должны быть таблицы нормативов – перевода сырых баллов в стандартную шкалу для разных групп, а не одинаковые для всех коэффициенты. |
7. Метод портретных выборов (адаптированный тест Сонди) |
Собчик Л.Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений. – СПб.: Речь, 2003.
|
В общей схеме на стр. 30-31 при описании Я-влечения: подпись к 5-му фактору «k» вместо «Потребность в личной и коллективной нежности» должно быть «Потребность в сужении сферы Я (эгосистола)», а в подписи к 6-му фактору «p» вместо «Садомазохизм» должно быть: «Потребность в расширении сферы Я (эгодиастола)». |
8. Опросник К. Л. Вилсона "Цикл управленческих умений", 1973 |
Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003. |
В интерпретации результатов на стр. 31 1-й абзац сверху должно быть не «Высокие оценки в блоках 1-6 и низкая мотивация цели», а «Низкие оценки в блоках 1-6 и низкая мотивация цели». Там же не стр 31 3-й абзац снизу написано: «Если у руководителя высокая оценка по шкале «Мотивация цели», он своего рода ненужный балласт…», должно быть: «Если у руководителя низкая оценка по шкале «Мотивация цели», он своего рода ненужный балласт…», |
9. Опросник Мини-мульт (СМОЛ), 71 пункт |
Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. |
В сборнике Д.Я. Райгородского указано, что тест Мини-Мульт – это адаптация MMPI Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова. Это неправильно, так как это адаптация В.П. Зайцева и не теста MMPI, а его уже сокращенного западного аналога Mini-Mult И. Кинканнона. Правильные источники: Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult // Психологический журнал. – 1981. - №3. – С. 118-123. Зайцев В.П. Психологический тест СМОЛ // Актуальные вопросы восстановительной медицины. – 2004. - №2. – С. 17-19. |
10. Методика диагностики эмоциональности по В.М. Русалову | Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. | Методика размещена на с. 543. В начале приведена шкала лжи в виде фразы: «Вопросы 2, 10, 18, 25, 31, 38 служат для проверки адекватности оценивая опрашиваемым своего поведения. Испытуемые, набравшие по этой шкале 18 баллов и больше, по инструкции автора методики, должны исключаться из дальнейшей обработки». Здесь заложена ошибка в номере задания – должен быть не №38, а №39. Кроме того, судя по содержанию заданий, пункты № 18, 25, 31 и 39 являются обратными, то есть результаты по ним должны инвертироваться (1 меняться на 4, 2 на 3 и наоборот). |
Продолжение следует… Будем благодарны всем коллегам за информацию об обнаруженных ошибках в тестах. Информация будет опубликована в этой рубрике с указанием лица, приславшего ее. Заранее спасибо! |