Вопрос 1.
Здравствуйте, Елена!
Только что посмотрела Ваш сайт о лаборатории - мне понравился этот проект - всегда, особенно во время учёбы, недоставало системного обобщения по этому направлению. Спасибо!
Елена, у меня такой небольшой диссонанс образовался: а можем ли мы использовать в своей работе неадаптированные зарубежные методики? В период моей работы руководителем районной психол. службы была установка (из Киева), чтобы пользовались только адаптированными и теми, для которых есть нормы по Украине (иногда даже русские варианты не принимались). Такие методики были пропечатаны в журнале Психологический инструментарий под грифом МОНУ + на укр. яз. Даже когда я сейчас провожу консультирование и диагностику, стараюсь брать такие методики, чтобы не было правовых коллизий. Как Вы думаете, мы можем со всеми методиками работать при условии соблюдения правил проведения или нет??? Елена Витальевна Дроговаленко, психолог-методист I категории
см.Ответ:
Здравствуйте, Елена!
С неадаптированными методиками работать нежелательно, так как они могут потерять валидность в новой культуре. Однако в исследовательских целях можно, когда Вы понимаете какие ограничения накладывают различия в культуре. То есть, не используете их нормы и диагноз в полном объеме, а интерпретируете полученную реакцию на зарубежный тест именно для изучения восприятия заданий, разработанных в другой культуре. В принципе с невербальными тестами легче, они меньше зависят от культуры, особенно если изображения универсального содержания, а не конкретные жизненные ситуации. Мы и не работаем с неадаптированными методиками, по крайней мере, я и мои курсовики/дипломники/аспиранты. Про российские методики такого сказать не могу. Во-первых, наши культуры очень близки, мы (РСФСР и УССР) были самыми близкими из советских республик и вообще одной страной, и многие из наших граждан имеют российскую этническую идентичность и русский знают гораздо лучше, чем украинский. Поэтому, большинство российских методик у нас в адаптации не нуждаются, хотя конечно локальные нормы хорошо бы проверять... Но этого и в России не делается, а она большая и разная... Нормальные нормы с эталонными репрезентативными выборками требуют большого финансового и организационного ресурса, а у нас в стране с этим плохо. Однако, для украиноязычных регионов, особенно сильно отличающихся идентичностью, менталитетом, образом жизни, может потребоваться адаптация. Все зависит от специфики контингента, с которым будут использоваться методики. Например, гораздо большие отличия присутствуют между украинцами с высшим и без высшего образования, между украинцами-селянами и горожанами, чем между россиянами- и украинцами-горожанами и с высшим образованием. То есть, главное понимать принципы психологического оценивания, конструирования психодиагностических методик, и тогда вопрос применения любой методики в тех или иных условиях будет решаться адекватно. Безусловно нельзя просто брать зарубежную методику, переводить и применять, так делают некомпетентные психологи. Но в практической приходиагностике допускаются и другие грубые ошибки, этого хватает. Ведь наши студенты считают психодиагностику скучным предметом:)
С уважением, Елена Луценко |
Вопрос 2.
Уважаемая Елена! Я встречала информацию, что респираторный БОС-тренинг используется при терапии тиковых гиперкинезов (нервных тиков). Можете ли Вы объяснить подробнее механизм действия? Софья
см.Ответ:
Уважаемая, Софья!
Я Вам опишу два механизма, через которые, насколько я понимаю (с точки зрения психофизиологии), респираторный бос-тренинг является эффективным для терапии нервного тика.
Механизм 1.
Механизм 2.
Использованная литература: С уважением, Елена Луценко |
Вопрос 3.
Прочитала в материалах сайта, что противопоказанием к терапии с биологической обратной связью является «иждивенческая установка». Вы можете в двух словах объяснить, что это такое?
С уважением,
Людмила Л.
см.Ответ:
Здравствуйте, Людмила!
Иждивенческая установка - это когда клиент сам ничего не хочет делать, хочет чтобы ему дали четкие инструкции и сразу получить эффект, как "волшебная таблетка". В тренингах с биологической обратной связью клиент активен, он сам ищет в процессе тренинга, что работает , а что - нет, так как у каждого может быть по-разному, ведь это психика конкретного человека со всей его уникальной базой и наслоениями. Я, конечно, помогаю как могу - подсказываю, как я думаю можно попробовать, слежу, чтобы не было ошибок (неправильных стереотипов, например, вместо того, чтобы изменять психическое состояние люди иногда напрягают мышцы - челюстей или другие), я рассказываю, что работало с другими клиентами, но человек должен проявлять творчество и активность - ведь ему дальше управлять своими психическими состояниями в новых ситуациях. А бывает - придет некто, «заартачится» и... заявляет, мол «я не понимаю, что мне делать, скажите, что мне конкретно делать, это все чепуха, вот Вы мне сделайте…», а сам даже не пытается пробовать, искать. Это и есть иждивенческая установка.
Всего наилучшего, |
Вопрос 4.
Елена Львовна, здравствуйте!
Я Ваша коллега, у меня профессиональная проблема. По поводу "Методики определения "типа личности" и "вероятностных расстройств" данного типа" Дж.Олдхэма и Л.Морриса. Я видела, что у вас в каталоге он есть, может, знаете. У меня она в сборнике Райгородского (2002 год, стр.312, 107 позиций).
ВОПРОС: как определить искренность испытуемого? Такие серьёзные шкалы с интерпретациями, а шкалы лжи нет. Может, нужно как-то из профиля выводить - понятно, что некоторые типы склонны к лживости, но хотелось бы более ясного видения...
С уважением, Елена
см.Ответ:
Здравствуйте, Елена!
Всего наилучшего, |