Ответы на Ваши вопросы!

( 4 Votes ) 

 


Вопрос 1.

 Здравствуйте, Елена!

Только что посмотрела Ваш сайт о лаборатории - мне понравился этот проект - всегда, особенно во время учёбы, недоставало системного обобщения по этому направлению. Спасибо!

Елена, у меня такой небольшой диссонанс образовался: а можем ли мы использовать в своей работе неадаптированные зарубежные методики? В период моей работы руководителем районной психол. службы была установка (из Киева), чтобы пользовались только адаптированными и теми, для которых есть нормы по Украине (иногда даже русские варианты не принимались). Такие методики были пропечатаны в журнале Психологический инструментарий под грифом МОНУ + на укр. яз. Даже когда я сейчас провожу консультирование и диагностику, стараюсь брать такие методики, чтобы не было правовых коллизий. Как Вы думаете, мы можем со всеми методиками работать при условии соблюдения правил проведения или нет???    Елена Витальевна Дроговаленко, психолог-методист I категории

см.Ответ:

Здравствуйте, Елена!

 

 С неадаптированными методиками работать нежелательно, так как они могут потерять валидность в новой культуре. Однако в исследовательских целях можно, когда Вы понимаете какие ограничения накладывают различия в культуре. То есть, не используете их нормы и диагноз в полном объеме, а интерпретируете полученную реакцию на зарубежный тест именно для изучения восприятия заданий, разработанных в другой культуре. В принципе с невербальными тестами легче, они меньше зависят от культуры, особенно если изображения универсального содержания, а не конкретные жизненные ситуации. Мы и не работаем с неадаптированными методиками, по крайней мере, я и мои курсовики/дипломники/аспиранты. Про российские методики такого сказать не могу. Во-первых, наши культуры очень близки, мы (РСФСР и УССР) были самыми близкими из советских республик и вообще одной страной, и многие из наших граждан имеют российскую этническую идентичность и русский знают гораздо лучше, чем украинский. Поэтому, большинство российских методик у нас в адаптации не нуждаются, хотя конечно локальные нормы хорошо бы проверять... Но этого и в России не делается, а она большая и разная... Нормальные нормы с эталонными репрезентативными выборками требуют большого финансового и организационного ресурса, а у нас в стране с этим плохо. Однако, для украиноязычных регионов, особенно сильно отличающихся идентичностью, менталитетом, образом жизни, может потребоваться адаптация. Все зависит от специфики контингента, с которым будут использоваться методики. Например, гораздо большие отличия присутствуют между украинцами с высшим и без высшего образования, между украинцами-селянами и горожанами, чем между россиянами- и украинцами-горожанами и с высшим образованием. То есть, главное понимать принципы психологического оценивания, конструирования психодиагностических методик, и тогда вопрос применения любой методики в тех или иных условиях будет решаться адекватно. Безусловно нельзя просто брать зарубежную методику, переводить и применять, так делают некомпетентные психологи. Но в практической приходиагностике допускаются и другие грубые ошибки, этого хватает. Ведь наши студенты считают психодиагностику скучным предметом:)

 

С уважением, Елена Луценко

     


Вопрос 2.

Уважаемая Елена! Я встречала информацию, что респираторный БОС-тренинг используется при терапии тиковых гиперкинезов (нервных тиков). Можете ли Вы объяснить подробнее механизм действия? Софья

      см.Ответ:

Уважаемая, Софья!

 

Я Вам опишу два механизма, через которые, насколько я понимаю (с точки зрения психофизиологии), респираторный бос-тренинг является эффективным для терапии нервного тика.

 

Механизм 1.
Респираторные бос-трениниги направлены на формирование диафрагмального типа дыхания и удлинение фазы выдоха (сценарии «Увеличение задержки на выдохе», «Урежение дыхания», «Глубина дыхания»). Они действуют за счет усиления парасимпатических влияний со стороны вегетативной нервной системы и уменьшения симпатических влияний.
Тики возникают в связи с влиянием стрессовых факторов – испуга, социально-психологических проблем, умственными перегрузками и т.п. Стрессовая реакция включает усиление активности симпатической нервной системы с целью мобилизации организма на эволюционно-выработанную модель поведения, а именно, борьбу или бегство.
Когда мы уменьшаем активность симпатической нервной системы и увеличивает влияние парасимпатической, то, тем самым, ослабляем стрессовую реакцию, напряженность, физиологическую готовность к активным мышечным усилиям и снимаем соответствующий синдром тика.
Почему респираторный тренинг на увеличение фазы выдоха и диафрагмальное дыхание увеличивает парасимпатические влияния? Это написано в Методических указаниях к Комплексу Реакор и в других источниках по физиологии дыхания: во время фазы вдоха, особенно глубокого и резкого, происходит активизация симпатических влияний, а на фазе выдоха, особенно плавного, протяженного и задержки дыхания происходит активизация парасимпатических влияний и уменьшение симпатических. Тоже самое характерно для разных типов дыхания – диафрагмального и грудного. Диафрагмальное дыхание способствует активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а грудное – симпатического отдела.
Говоря в общем, респираторный тренинг на диафрагмальное дыхание и удлинение фазы выдоха уменьшает общую стрессовую реакцию организма, одним из проявлений которой являются тики.

 

Механизм 2.
Еще одна патогенетическая концепция природы тиков - это теория окислительного стресса. При неблагоприятных эмоциональных состояниях (тревоге, страхе, напряженности) или сложившегося неправильного стереотипа дыхания (например, если спортивный тренер или родители с детства учили ребенка дышать глубоко и интенсивно, преимущественно вдыхая, а не выдыхая, чтобы насытить организм кислородом) происходит гипервентиляция, сопровождающаяся снижением СО2 в крови, что изменяет всю биохимию крови. Эффект прямо противоположный ожидаемому – захват кислорода в легких облегчается, но его отдача в тканях затрудняется и т.д. Одним из симптомов синдрома гипервентиляции является судорожная готовность, мышечно-тонические расстройства, в том числе тики, вздрагивания, треммор.
При тренингах на изменение стереотипа дыхания, способствующих увеличению содержания СО2 в крови, снижению синдрома гипервентиляции, соответственно, уменьшается и вероятность мышечных гиперкинезов.

 

Использованная литература:
Зыков В.П. Диагностика и лечение тиков и синдрома Туретта у детей // Русский медицинский журнал. – Режим доступа: http://www.rmj.ru/articles_4163.htm
Болезнь глубокого дыхания (гипервентиляция). – Режим доступа: http://www.buteykomoscow.ru/bolezn_glubokogo_dihaniya/
Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор»: методические указания. Гл. 8 – Респираторный тренинг. НПКФ «Медиком-МТД, Таганрог, Россия, А_1893-03_МР редакция от 13.04.2007.

С уважением, Елена Луценко 

 


 Вопрос 3.

Прочитала в материалах сайта, что противопоказанием к терапии с биологической обратной связью является «иждивенческая установка». Вы можете в двух словах объяснить, что это такое?
С уважением,
Людмила Л.

см.Ответ:

Здравствуйте, Людмила!

 

Иждивенческая установка - это когда клиент сам ничего не хочет делать, хочет чтобы ему дали четкие инструкции и сразу получить эффект, как "волшебная таблетка". В тренингах с биологической обратной связью клиент активен, он сам ищет в процессе тренинга, что работает , а что - нет, так как у каждого может быть по-разному, ведь это психика конкретного человека со всей его уникальной базой и наслоениями. Я, конечно, помогаю как могу - подсказываю, как я думаю можно попробовать, слежу, чтобы не было ошибок (неправильных стереотипов, например, вместо того, чтобы изменять психическое состояние люди иногда напрягают мышцы - челюстей или другие), я рассказываю, что работало с другими клиентами, но человек должен проявлять творчество и активность - ведь ему дальше управлять своими психическими состояниями в новых ситуациях. А бывает - придет некто, «заартачится» и... заявляет, мол «я не понимаю, что мне делать, скажите, что мне конкретно делать, это все чепуха, вот Вы мне сделайте…», а сам даже не пытается пробовать, искать. Это и есть иждивенческая установка.

 

Всего наилучшего,
Елена

 


 Вопрос 4.

Елена Львовна, здравствуйте!
Я Ваша коллега, у меня профессиональная проблема. По поводу "Методики определения "типа личности" и "вероятностных расстройств" данного типа" Дж.Олдхэма и Л.Морриса. Я видела, что у вас в каталоге он есть, может, знаете. У меня она в сборнике Райгородского (2002 год, стр.312, 107 позиций).

ВОПРОС: как определить искренность испытуемого? Такие серьёзные шкалы с интерпретациями, а шкалы лжи нет. Может, нужно как-то из профиля выводить - понятно, что некоторые типы склонны к лживости, но хотелось бы более ясного видения...
С уважением, 
Елена 

см.Ответ:

Здравствуйте, Елена!
По поводу любого личностного опросника, если в нем нет шкалы достоверности - нужно давать исследуемому лицу отдельно тест на социальную желательность, например, Шкалу мотивации одобрения Марлоу-Крауна. Такого типа шкалы были специально разработаны для этой цели.
Кто адаптировал тест Олдхема и Морриса на русский язык я специально не выясняла. Я пробовала с ним работать – с другими тестами коррелирует логично, но подробностей о тесте не знаю. В Райгородском только перепечатки, встречаются ошибки, так что лучше поискать первоисточник.

Всего наилучшего,
Елена Львовна