Краткий обзор методик, опубликованных за последние 3 года в журналах «Практична психологія та соціальна робота» и «Психологическая диагностика»
подготовлен студентками 5-го курса Екатериной Лысак и Дарьей Шапошник (2010 г.)
Название |
Автор, происхождение, годы |
Что изучает |
Выборка |
Стим. материал |
|
1. Оцінка мотиваційної саморегуляції |
А.А. Файзулаєв |
Властивості особистісної мотивації , умови, способи та результати мотиваційної саморегуляції |
|
32 твердження |
|
2. Семантичний диференціал суб`єктності (СДС) |
С.І. Дьяков, кандидат психологічних наук, доцент каф.прикладної психол., Слов`янський державний педагог.університет. Побудовано на базі теоретичних концепцій та прикладних технік (диспозиційних: Big Five – Р.Р. Мак-Крей, Р.Т. Коста, 16 F-Р. Кеттелла) та типологічних моделей особистості (А. Леонгарда, А. Лічко), методики СД Ч. Осгуда та самооцінки К. Роджерса, методики семантичного аналізу моделей багатовимірного шкалювання суб`активних семантик індивідуального досвіду, за результатами емпіричного матеріалу (2000-2005р.р.). Конструкти СДС мають властивості вольових, емоційних та інтелектуальних характеристик. |
Аналіз та оцінка параметрів за семантичними показниками різниці між образами «Я -ідеальний» та «Я -реальний», типи та рівні семантики людини відповідно до особливостей її ставлення до дійсності. |
980 респондентів (випускники ВНЗ та вчителі) |
60 тверджень |
|
3. Багаторівневий особистісний опитувальник «Адаптивість» |
А.Г. Маклаков |
Оцінка адаптивних можливостей особистості з урахуванням соціально-психологічних і деяких пси хофізіологічних характеристик, що відображують узагальнені особливості нервово-психічного і соціального розвитку. Шкали: вірогідність, нервово-психічна стійкість, комунікативні здібності, моральна нормативність, особистісний адаптивний потенціал |
|
165 тверждень |
|
4. Измерение эмоционального интеллекта (полупроективная методика) |
Л.Н. Вахрушева, В.В. Гризодуб, А.В. Садокова, адаптация и стандартизация теста MSCEIT Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо.
|
Способность понимать и регулировать собственные эмоции и эмоции других людей. 4 ветви ЭИ: восприятие, использование, понимание, управление эмоциями. |
244 человека от 19 до 57 лет |
141 задача (объект.), есть правильные и неправильные ответы |
|
5. Измерение социальной поддержки (модификация карты-схемы А.Н. Лутошкина) |
Социальную поддержку (сопереживание друг другу, готовность оказать и получить помощь в коллективе) выделили как компоненту психологического климата коллектива. Категорию СП исследовали, прежде всего, зарубежные исследователи. |
Проявления психологического климата в коллективе. Шкалы: социальная поддержка, коллективное настроение, взаимоотношения, общий показатель благоприятности психологического климата |
142 чел. от 17 до 23 лет |
14 – положит.и 14 – отрицат.свойств |
|
6. Многомерные методики перфекционизма |
Шкала Хьюитта и Флетта (MPS), шкала Фроста (FMPS), шкала Слэйни (APS). Апробация и стандартизация на рос.выборке шкалы перфекционизма Фроста (выделили 4 фактора). |
Стремление к совершенству, строго соответствовать ожиданиям, уровню притязаний социума и личным (обеспокоенность ошибками, родительские ожидания и личные стандарты, родительская критика и сомнения в действиях, организованность) |
135 чел. от 18 до 50 лет |
35 утверждений |
|
7. Тесты Коса (theblock-designtests) – тесты кубиков и узоров |
С.К. Кос – профессор психологии университета штата Орегоны. В.Н. Арбузов – апробировал на выборке несовершеннолетних правонарушителей, обнаружил, что результаты по тестам Коса в меньшей степени определяются длительностью и качеством школьного обучения. Тест Векслера |
Потенциальные возможности развития интеллекта, развитие специфической формы аналитико-синтетической деятельности интеллекта – именно конкретные формы анализа более или менее сложного оптического раздражителя и синтеза путем планирующего мышления в оптических представлениях; определение целевой структуры деятельности |
90 чел., ср.возраст-17 лет |
16 одинаковых кубиков (грани – синяя, желтая, белая, белая/красная), узоры, нарисованные в красках на твердой бумаге. |
|
8. Методика интервью «жизненной истории» в контексте нарративного подхода к исследованию Я и идентичности |
Перевод интервью на русск.яз.и адаптация методики Д. Макадамса Ф.И. Барским в 2006г. |
Особенности идентичности, Я в структуре различных взаимоотношений и др. В интервью респондента просят сыграть роль рассказчика, рассказать о прошлом, настоящем и будущем, важных событиях своей жизни. Интервью – от общего к частному. Параметры жизненных историй: представленность тем «личной активности», «общности», наличие последовательностей, степень интеграции персонажей (имаго) жизненной истории, нарративная сложность (дифференцированность жизненной истории) |
|
|
|
9. Проективная методика «Приключения поросенка Чернолапа» |
Создана Луи Корманом и худ. Полем Досом в период с 1959 по 1961 г. (Франция). Основа – концепция психоанализа, «Детский апперцептивний тест» (САТ) С. и Л. Беллака «Приключения собачки Блекки» Дж. Блюма. Адаптация – Н.С. Бурлакова |
Выявление особенностей восприятия семейных отношений у подростков, изучение психических изменений у ребенка пи сепарации от родителей в результате госпитализации, сравнение клинических данных с репрезентациями родительских фигур у детей, страдающих муковисцидозом, исследование психологических особенностей детей с деструктивным поведением, изучение особенностей личности «пограничного ребенка». Методика позволяет дать представления о характере развития, точках фиксации, о специфике Я и об используемых защ. механизмах, основных внутриличностных конфликтах. |
Дети от 5 (можно с 3-х) до 13 лет |
Фронтиспис (вводная картинка, где изображены все персонажи), 16 основных картинок с различным сюжетом, 1 дополнительная картинка |
|
10. Методика измерения основных видов стресса «Стресс-ФИЭ» |
Е.С. Иванова ФИЭ – группа самооценочно-симптоматических методик. Были отобраны 35 наиболее характерных симптомов стресса, характеризующих его проявления на физиологическом, информационном и эмоциональном уровнях. |
Особенности стресса, его видов |
336 чел. от 14 до 59 лет |
35 утв. |
|
11. АСТУР-тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников |
Разработан (сер. 90-х гг.) в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО. Основатель лаборатории – Гуревич К.М.
|
Диагностика умственного развития абитуриентов и старшеклассников. 8 наборов заданий (субтестов): - осведомленность, - двойные аналогии (1 часть), - понимание инструкций, - классификации, - обобщения, - логические схемы, - числовые закономерности, - пространственные представления, - двойные аналогии (2 часть)
|
абитуриенты и старшеклассники |
Задания теста содержат те понятия, которые представлены в школьных учебных программах, приблизительно в равных частях даны понятия из учебных циклов. Материалы теста составляют две тетради, параллельные формы – А и Б. |
|
12. Методика «Диагностика телесного Я» |
И.В. Лыбко, 2007 г. |
Диагностика особенностей самоотношения, в частности особенностей образа телесного Я. Факторы: самопринятие образа телесного Я, влияние другого на отношение к образу телесного Я, шкала лжи. |
Девушки от 18 до 25 лет (для иной выборки необходимо провести дополнительное исследование по оценке психометрических показателей) |
51 утв. |
|
13. Методика измерения тревожности в подростковом возрасте (МИПТ) |
А.А. Хван, Ю.А. Зайцев (2005 г.) Тревожность – склонность личности рассматривать многие ситуации как угрожающие соц.составляющей, своему представлению о будущем. |
Диагностика состояния тревожности у подростков в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности (межличностные отношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями, тревожность относительно будущего, самооценочная тревожность) |
Подростковый возраст (16-17), ранняя юность (18-22) |
30 утв. |
|
14. Методы диагностики развития социального интеллекта в детском возрасте |
Торндайк утверждал, что есть люди, которые проявляют интеллект в общении с людьми, то есть категория интеллекта становится более широкой. Тест СИ Гилфорда-Салливена (адаптирован Е.С. Михайловой). Методика TSIS была разработана и адаптирована на выборке студентов сотрудниками Университета г. Тромсо в Норвегии (1999-2000). Методика Каукайнена оценок сверстниками СИ (PESI) – исследование поведенческого компонента СИ - была создана сотрудниками Унив. Турку в Финляндии (18 утвержд.). Русифицированы и апробированы : О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский, Ю.В. Мартиросова. |
Диагностики способности понимать других людей и социального контекста ситуации (социальная информация), понимать позиции другого человека (социальные навыки), предсказание реакций другого человека (соц.рефлексия) |
Дети 9-15 лет
|
21 утв. |
|
15. Методика «История про короля» |
|
Диагностика способности ребенка понимать поведенческие стратегии персонажей в коммуникативной ситуации, когда прямые достижения их целей невозможны |
Дети 9-15 лет |
Ребенок вначале пересказывает историю, затем ему задают вопросы о стратегиях, которые, по его мнению, использовал основной персонаж. |
|
16. Методика «Пристрастность суждений» |
Основа – один из феноменов межличностного восприятия, который был подробно описан в рамках исследований атрибутивных процессов (в зависимости от позиции субъекта восприятия (участник или наблюдатель) выбирается различный тип атрибуции). |
Способность ребенка выявлять повторяющиеся пристрастные тенденции в суждениях персонажей в зависимости от их позиции наблюдателя или деятеля |
Дети 9-15 лет |
ситуации |
|
17. Диагностика творческого мышления у дошкольников |
Адаптация методики Е.П. Торренса на выборке дошкольников (конец 90-х) – Е.С. Белова, Е.И. Щебланова. |
Исследование компонента творческого мышления – оригинальность решений. |
Дошкольники 5-6 лет |
3 субтеста: 1) Нарисуй картинку (10 мин.) - ребенку предлагалось исходную тестовую фигуру в виде капли приклеить в любом месте листа и затем с помощью карандашей дорисовать ее, превратив в различные рисунки предметов, людей, животных. 2) Незавершенные фигуры (10 мин.) 3) Повторяющиеся фигуры (10 мин.) + дать название |
|
18. Тест «Практическое мышление взрослых» |
М.К. Акимова, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс Практический интеллект в заруб. психологии связывают с житейскими ситуациями (общение, управление, соц.приспособление). Предпосылки: тест Д. Векслера, Бине, батарея тестов действия Патерсона, Р. Амтхауэра, Р. Стернберга, Дж. Гилфорда и др. Л.С. Выготский – практич.мышление=наглядно-действенному Б.М. Теплов – практическое мышление направлено на решение конкретных задач |
Диагностика практического мышления, не связанного с определенной профессиональной деятельностью, а являющееся компонентом общих способностей и проявляющееся в разнообразных житейских ситуациях. |
От 18 до 55 |
4 субтеста (по 10 заданий в каждом): 1) Завершение ситуаций. 2) Решение житейских проблем (по типу рисунков Розенцвейга). 3) Восстановление последовательности развития событий (1 задание – 6 картинок). 4) Нахождение ключевых моментов в ситуации. |
|
19. Опросник детского поведения Ш. Эйберг (ECBI) |
Стандартизация русскоязычной версии В.Н. Колесников, В.-Т.Мёрк |
Диагностика поведенческих проблем у детей и подростков. Шкалы: интенсивность и проблемность. |
От 4до 8 лет (+ подростки) |
36 крайних описаний конкретных проявлений проблем в поведении (например, «тратит много времени на то, чтобы одеться») |
|
20. Модифицированная Шкала одиночества UCLA |
Шкала одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес) Разработка русскоязычного аналога модифицированная Шкалы одиночества UCLA – Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский
|
Компоненты одиночества |
202 чел., от 17 до 26 |
15 пунктов |
|
21. Тест уверенности в себе |
Разработка – В.Г. Ромек Уверенность в себе – обобщенное позитивное отношение к собственным навыкам. Предпосылки: А. Лазарус – опросник - список навыков соц.поведения (20 утв.) С.Ратус (RAS) – 30 утв. П. Фридман – шкала самооценки (10 ситуаций) и др. Как правило, тесты определяют ситуативные и нестабильные поведенческие проявления уверенности. Тест включает: Шкала самоуверенности С.Р. Пантилеева, собственные формулировки, вопросы теста Р. И Р. Ульрихов, вопросы теста Дж. Галасси, вопросы теста уверенности С. Ратуса |
Диагностика стабильных и устойчивых к культурным влияниям факторов уверенности: общая уверенность в себе (вера в себя), робость/застенчивость, инициатива в соц.контактах |
|
50 утвержд. |
|
22. Методика «Список личностных черт» |
Ю.Е. Алешина, А. С. Коноводова Списки значимых для межличностного взаимождействия качеств: 1) Я думаю, что я…….(20 качеств) – А.М. Эткинд, 2) Я думаю, что обладаю следующими качествами…..(20 качеств) – В.С. Магун, Л.Я. Гозман. |
Диагностика взаимоотношений школьников, в т.ч. особенности межличностного восприятия в семье |
10-16 лет |
Списки значимых для межличностного взаимождействия качеств. 8 незаконченных предложений. |
|
23. Семантический дифференциал для оценки представлений о времени (переживание времени) |
В.П. Серкин |
Адекватен для оценки таких понятий (переживаний) как, «мое (персонажа) время», «время жизни», настоящее (прошедшее, будущее) время, время деятельности, период времени жизни, период решения проблемы, исторический период и т.д. |
|
100 биполярных характеристик |
|
24. СД для выявления изменения образа Я как результата воздействия на человека изобразительной деятельности |
Г.Н. Петрусенко, Е.В. Карлова - Ильина |
Объекты СД: Я в мире, мир во мне, мир вещей и предметов, мир людей, цвета и запахи. |
От 18 до 65 лет |
В методике соединены два процесса: сюжетная игра и рисование. Шкалы – 18 пар прилагательных-антонимов. |
|
25. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека |
В отечественной психологии – дифференциальная психофизиология (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов) |
|
|
|
|
25.1. «Исполнение инструкций» |
Методика – модификация амер. теста «Альфа» (HullC., 1928) |
Динамическая характеристика мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервных процессов |
С 14 лет |
41 задача (например, напишите последнюю букву имени Сергей и первую букву первого месяца года – 3 сек.) |
|
25.2. «Код» |
Модификация теста, опублик.в книге Терстона (1969). |
Умение быстро и точно выполнять операции декодирования |
С 14 лет |
10 карточек, требуется заменить условные обозначения цифрами |
|