Краткий обзор методик, опубликованных за последние 3 года в журналах «Практична психологія та соціальна робота» и «Психологическая диагностика»

( 2 Votes ) 

 Краткий обзор методик, опубликованных за последние 3 года в журналах «Практична психологія та соціальна робота» и «Психологическая диагностика»

подготовлен студентками 5-го курса Екатериной Лысак и Дарьей Шапошник (2010 г.)

Название

Автор, происхождение, годы

Что изучает

Выборка

Стим. материал

1. Оцінка мотиваційної саморегуляції

А.А. Файзулаєв

Властивості особистісної мотивації , умови, способи та результати мотиваційної саморегуляції

 

 32 твердження

 

2. Семантичний диференціал суб`єктності (СДС)

 С.І. Дьяков, кандидат психологічних наук, доцент каф.прикладної психол., Слов`янський державний педагог.університет.

Побудовано на базі теоретичних концепцій та прикладних технік (диспозиційних: Big Five – Р.Р. Мак-Крей, Р.Т. Коста, 16 F-Р. Кеттелла) та типологічних моделей особистості (А. Леонгарда, А. Лічко), методики СД Ч. Осгуда та самооцінки К. Роджерса, методики семантичного аналізу  моделей багатовимірного шкалювання суб`активних семантик індивідуального досвіду, за результатами емпіричного матеріалу (2000-2005р.р.). Конструкти СДС мають властивості вольових, емоційних та інтелектуальних характеристик.

Аналіз та оцінка параметрів за семантичними показниками різниці між  образами «Я -ідеальний» та «Я -реальний», типи та рівні семантики людини відповідно до особливостей її ставлення до дійсності.

 980 респондентів (випускники ВНЗ та вчителі)

 60 тверджень

 

3. Багаторівневий особистісний опитувальник «Адаптивість»

А.Г. Маклаков

 Оцінка адаптивних можливостей особистості з урахуванням соціально-психологічних і деяких пси хофізіологічних характеристик, що відображують узагальнені особливості нервово-психічного і соціального розвитку.

Шкали: вірогідність, нервово-психічна стійкість, комунікативні здібності, моральна нормативність, особистісний адаптивний потенціал

 

 165 тверждень

 

4. Измерение эмоционального интеллекта (полупроективная методика)

 Л.Н. Вахрушева, В.В. Гризодуб, А.В. Садокова, адаптация и стандартизация  теста MSCEIT Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо.

 

Способность понимать и регулировать собственные эмоции и эмоции других людей.

4 ветви ЭИ: восприятие, использование, понимание, управление эмоциями.

  244 человека от 19 до 57 лет

 141 задача (объект.), есть правильные и неправильные ответы

 

5. Измерение социальной поддержки (модификация карты-схемы А.Н. Лутошкина)

Социальную поддержку (сопереживание друг другу, готовность  оказать и получить  помощь в коллективе) выделили как компоненту психологического климата коллектива. Категорию СП исследовали, прежде всего, зарубежные исследователи.

Проявления психологического климата в коллективе. Шкалы:  социальная поддержка, коллективное настроение, взаимоотношения, общий показатель благоприятности психологического климата

142 чел. от  17 до 23 лет

 14 – положит.и 14 – отрицат.свойств

 

6. Многомерные методики перфекционизма

 Шкала Хьюитта и Флетта (MPS), шкала Фроста (FMPS), шкала Слэйни (APS).

Апробация и стандартизация на рос.выборке шкалы перфекционизма Фроста (выделили 4 фактора).

 Стремление к совершенству, строго соответствовать ожиданиям, уровню притязаний социума и личным (обеспокоенность ошибками, родительские ожидания и личные стандарты, родительская критика и сомнения в действиях, организованность)

 135 чел. от 18 до 50 лет

 35 утверждений

 

7. Тесты Коса (theblock-designtests) – тесты кубиков и узоров

 С.К. Кос – профессор психологии университета штата Орегоны.

В.Н. Арбузов – апробировал на выборке несовершеннолетних правонарушителей, обнаружил, что  результаты по тестам  Коса в меньшей степени определяются длительностью и качеством школьного обучения.

Тест Векслера

 Потенциальные возможности развития интеллекта, развитие специфической формы аналитико-синтетической деятельности интеллекта – именно конкретные формы анализа более или менее сложного оптического раздражителя и синтеза путем планирующего мышления в оптических представлениях; определение целевой структуры деятельности

 90 чел., ср.возраст-17 лет

 16 одинаковых кубиков (грани – синяя, желтая, белая, белая/красная), узоры, нарисованные в красках на твердой бумаге.

 

8. Методика интервью «жизненной истории» в контексте нарративного подхода к исследованию Я и идентичности

 Перевод интервью на русск.яз.и  адаптация методики Д. Макадамса Ф.И. Барским в 2006г.

 Особенности идентичности, Я в структуре различных  взаимоотношений и др. В интервью респондента просят сыграть роль рассказчика, рассказать о прошлом, настоящем и будущем, важных событиях своей жизни. Интервью – от общего к частному.

Параметры жизненных историй: представленность тем «личной активности», «общности», наличие последовательностей, степень интеграции персонажей (имаго) жизненной истории, нарративная сложность (дифференцированность жизненной истории)

 

 

 

9. Проективная методика «Приключения поросенка Чернолапа»

 Создана Луи Корманом и худ. Полем Досом в период с 1959 по 1961 г. (Франция).

Основа – концепция психоанализа, «Детский апперцептивний тест» (САТ) С. и Л. Беллака «Приключения собачки Блекки» Дж. Блюма.

Адаптация – Н.С. Бурлакова

 Выявление особенностей восприятия семейных отношений у подростков, изучение психических изменений у ребенка пи сепарации от родителей в результате госпитализации, сравнение клинических данных с репрезентациями родительских фигур у детей, страдающих муковисцидозом, исследование психологических особенностей детей с деструктивным поведением, изучение особенностей личности «пограничного ребенка». Методика позволяет дать представления о характере развития, точках фиксации, о специфике Я и об используемых защ. механизмах, основных внутриличностных конфликтах.

 Дети от 5 (можно с 3-х) до 13 лет

 Фронтиспис (вводная картинка, где изображены все персонажи), 16 основных картинок  с различным сюжетом, 1 дополнительная картинка

 

10. Методика измерения основных видов стресса «Стресс-ФИЭ»

 Е.С. Иванова

ФИЭ – группа самооценочно-симптоматических методик.

Были отобраны 35 наиболее характерных симптомов стресса, характеризующих его проявления на физиологическом, информационном и эмоциональном уровнях.

 Особенности стресса, его видов

336 чел. от 14 до 59 лет

 35 утв.

 

11. АСТУР-тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников

Разработан (сер. 90-х гг.) в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО. Основатель лаборатории – Гуревич К.М.

 

Диагностика умственного развития абитуриентов и старшеклассников.

8 наборов заданий (субтестов):

- осведомленность,

- двойные аналогии (1 часть),

- понимание инструкций,

- классификации,

- обобщения,

- логические схемы,

- числовые закономерности,

- пространственные представления,

- двойные аналогии (2 часть)

 

абитуриенты и старшеклассники

 Задания теста содержат те понятия, которые представлены в школьных учебных программах, приблизительно в равных частях даны понятия из учебных циклов.

Материалы теста составляют две тетради, параллельные формы – А и Б.

 

12. Методика «Диагностика телесного Я»

И.В. Лыбко, 2007 г.

 Диагностика особенностей самоотношения, в частности особенностей образа телесного Я.

Факторы: самопринятие образа телесного Я, влияние другого на отношение к образу телесного Я, шкала лжи.

 Девушки от 18 до 25 лет (для иной выборки необходимо провести дополнительное исследование по оценке психометрических показателей)

 51 утв.

 

13. Методика измерения тревожности в подростковом возрасте (МИПТ)

 А.А. Хван, Ю.А. Зайцев (2005 г.)

Тревожность – склонность личности рассматривать многие ситуации как угрожающие соц.составляющей, своему представлению о будущем.

 Диагностика состояния тревожности у подростков в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности (межличностные отношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями, тревожность относительно будущего, самооценочная тревожность)

 Подростковый возраст (16-17), ранняя юность (18-22)

 30 утв.

 

14. Методы диагностики развития социального интеллекта в детском возрасте

 

Торндайк утверждал, что есть люди, которые проявляют интеллект в общении с людьми, то есть категория интеллекта становится более  широкой.

Тест СИ Гилфорда-Салливена (адаптирован Е.С. Михайловой).

Методика TSIS была разработана и адаптирована на выборке студентов сотрудниками Университета г. Тромсо в Норвегии (1999-2000).

 Методика Каукайнена оценок сверстниками СИ (PESI) – исследование поведенческого компонента СИ -  была создана сотрудниками Унив. Турку в Финляндии (18 утвержд.).

Русифицированы и апробированы : О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский, Ю.В. Мартиросова.

Диагностики способности понимать других людей и социального контекста ситуации (социальная информация), понимать позиции другого человека (социальные навыки), предсказание реакций другого человека (соц.рефлексия)

  Дети 9-15 лет

 

 21 утв.

 

15. Методика «История про короля»

 

 Диагностика способности ребенка понимать поведенческие стратегии персонажей в коммуникативной ситуации, когда прямые достижения их целей невозможны

 Дети 9-15 лет

  Ребенок вначале пересказывает историю, затем ему задают вопросы о стратегиях, которые, по его мнению, использовал основной персонаж.

 

16. Методика «Пристрастность суждений»

Основа – один из феноменов межличностного восприятия, который был подробно описан в рамках исследований атрибутивных процессов (в зависимости от позиции субъекта восприятия (участник или наблюдатель) выбирается различный тип атрибуции).

 Способность ребенка выявлять повторяющиеся пристрастные тенденции в суждениях персонажей в зависимости от их позиции наблюдателя или деятеля

 Дети 9-15 лет

 ситуации

 

17. Диагностика творческого мышления у дошкольников

 Адаптация методики Е.П. Торренса на выборке дошкольников (конец 90-х) – Е.С. Белова, Е.И. Щебланова.

 Исследование компонента творческого мышления – оригинальность решений.

 Дошкольники 5-6 лет

 3 субтеста:

1) Нарисуй картинку (10 мин.) -  ребенку предлагалось исходную тестовую фигуру в виде капли приклеить в любом месте листа и затем с помощью карандашей дорисовать ее, превратив в различные рисунки предметов, людей, животных.

2) Незавершенные фигуры (10 мин.)

3) Повторяющиеся фигуры (10 мин.)

+ дать название

 

18. Тест «Практическое мышление взрослых»

 

М.К. Акимова, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс

Практический интеллект в заруб. психологии  связывают с житейскими ситуациями (общение, управление, соц.приспособление).

Предпосылки: тест Д. Векслера, Бине, батарея тестов действия Патерсона, Р. Амтхауэра, Р. Стернберга, Дж. Гилфорда и др.

Л.С. Выготский – практич.мышление=наглядно-действенному

Б.М. Теплов – практическое мышление направлено на решение конкретных задач

 Диагностика практического мышления, не связанного с определенной профессиональной деятельностью, а являющееся компонентом общих способностей и проявляющееся в разнообразных житейских ситуациях.

 От 18 до 55

 4 субтеста (по 10 заданий в каждом):

1) Завершение ситуаций.

2) Решение житейских проблем (по типу рисунков Розенцвейга).

3) Восстановление последовательности развития событий (1 задание – 6 картинок).

4) Нахождение ключевых моментов в ситуации.

 

19. Опросник детского поведения Ш. Эйберг (ECBI)

 Стандартизация русскоязычной версии

В.Н. Колесников, В.-Т.Мёрк

 Диагностика поведенческих проблем у детей и подростков.

Шкалы: интенсивность и проблемность.

 От 4до 8 лет (+ подростки)

 36 крайних описаний конкретных проявлений проблем в поведении (например, «тратит много времени на то, чтобы одеться»)

 

20. Модифицированная Шкала одиночества UCLA

Шкала одиночества  UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес)

Разработка русскоязычного аналога модифицированная Шкалы одиночества UCLA – Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский

 

 Компоненты одиночества

 202 чел., от 17 до 26

 15 пунктов

 

21. Тест уверенности в себе

 Разработка – В.Г. Ромек

Уверенность в себе – обобщенное позитивное отношение к собственным навыкам.

Предпосылки:

А. Лазарус – опросник  - список навыков соц.поведения (20 утв.)

С.Ратус (RAS) – 30 утв.

П. Фридман – шкала самооценки (10 ситуаций) и др.

Как правило, тесты определяют ситуативные и нестабильные поведенческие проявления уверенности.

Тест включает:

Шкала самоуверенности С.Р. Пантилеева, собственные формулировки, вопросы теста Р. И Р. Ульрихов, вопросы теста Дж. Галасси, вопросы теста уверенности С. Ратуса

 Диагностика стабильных и устойчивых к культурным влияниям факторов уверенности: общая уверенность в себе (вера в себя), робость/застенчивость, инициатива в соц.контактах

 

 50 утвержд.

 

22. Методика «Список личностных черт»

 Ю.Е. Алешина,  А. С. Коноводова

Списки значимых для межличностного взаимождействия качеств:

1) Я думаю, что я…….(20 качеств) – А.М. Эткинд,

2) Я думаю, что обладаю следующими качествами…..(20 качеств) – В.С. Магун, Л.Я. Гозман.

 Диагностика взаимоотношений школьников, в т.ч. особенности межличностного восприятия в семье

 10-16 лет

 Списки значимых для межличностного взаимождействия качеств.

8 незаконченных предложений.

 

23. Семантический дифференциал для оценки представлений о времени (переживание времени)

 В.П. Серкин

 Адекватен для оценки таких понятий (переживаний) как, «мое (персонажа) время», «время жизни», настоящее (прошедшее, будущее) время, время деятельности, период времени жизни,  период решения проблемы, исторический период и т.д.

 

 100 биполярных характеристик

 

24. СД для выявления изменения образа Я  как результата воздействия на человека изобразительной деятельности

 Г.Н. Петрусенко, Е.В. Карлова - Ильина

 Объекты СД: Я в мире, мир во мне, мир вещей и предметов, мир людей, цвета и запахи.

 От 18 до 65 лет

 В методике соединены два процесса: сюжетная  игра и рисование.

Шкалы – 18 пар прилагательных-антонимов.

 

25. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека

 В отечественной психологии – дифференциальная психофизиология (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов)

 

 

 

 

25.1. «Исполнение инструкций»

 Методика – модификация амер. теста «Альфа» (HullC., 1928)

 Динамическая характеристика мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервных процессов

 С 14 лет

 41 задача (например, напишите последнюю букву имени Сергей и первую букву первого месяца года – 3 сек.)

 

25.2. «Код»

Модификация теста, опублик.в книге Терстона (1969).

 Умение быстро и точно выполнять операции декодирования

 С 14 лет

 10 карточек, требуется заменить условные обозначения цифрами