Андронникова Е.А. Заика Е.В Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов

( 15 Votes ) 

Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов./Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.

ISBN 978-966-2411-02-7

 

В данном пособии приведены основные методы исследования и диагностики восприятия, внимания и памяти. В него включены как классические, так и современные методы. Приводятся процедуры исследования, экспериментальный материал, инструкции испытуемым, способы фиксации и обработки данных. Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и для практических психологов, работающих в области общей возрастной, педагогической, медицинской и инженерной психологии.

Полный просмотр...

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………………….….. - 6 -

1.1 Общие методы исследования восприятия ………………………………………………………….….…- 7 -

Методика изучения ведущей сенсорной системы человека……………………………………………...….- 7 -

Методика изучения линейного глазомера………………………………………………………………..….. - 8 -

Методика изучения наблюдательности (перцептивного внимания)………………………………..…….….- 9 -

Методика изучения восприятия пространственных признаков «Компасы»………..………………….......- 10 -

Методика «Совмещение вырезов». ……………………………………………………………………......…- 12 -

1.2 Нейропсихологические методы исследования восприятия……………………………………….…......- 13 -

Зрительный гнозис……………………………………………………………………………………….….….- 13 -

Акустический гнозис.…………………………………………………………………………....…...…......…- 16 -

Соматосенсорный гнозис. ……………………………………………………………………….…..…….….- 17 -

1.3 Патопсихологические методы исследования восприятия.…………………………………………..….- 18 -

1.4 Детские методы исследования восприятия.………………………………………………………......….- 20 -

Методика «Эталоны».…………………………………………………………………………………….........- 20 -

Методика «Перцептивное моделирование». …………………………………………………………...........- 22 -

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».……………………………………………………...….- 27 -

 

РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ..…………………………………………………...- 29 -

2.1 Общие методические указания по психодиагностике внимания……………………………………... - 29 -

2.2 Исследование объема внимания.………………………………………………………………………...- 31 -

Методика исследования объема внимания при восприятии простейших объектов……………………...- 31 -

2.3 Исследование переключаемости внимания……………………………………………………………. - 34 -

Методика«Таблицы Шульте». ………………………………………………………………………………..- 34 -

Методика Горбова «Красно-черная таблица». …………………………………………………………...…- 36 -

Методика «Черно-красная таблица Горбова-Шульте»………………………………………………….…..- 39 -

2.4 Исследование избирательности внимания. ……………………………………………………………..- 42 -

Методика Мюнстерберга……………………………………………………………………………….……..- 42 -

Методика Торндайка…………………………………………………………………………………………. - 43 -

2.5 Исследование устойчивости  внимания. ………………………………………………………………..- 46 -

Методика счет по Э. Крепелину. …………………………………………………………………......……...- 46 -

Методика  Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков. ……………...………...……..- 48 -

Методика «Найди и вычеркни»……………………………………………..…………………………….….- 49 -

Методика «Переплетенные линии Рея»……………………………………………………………….....…..- 55 -

2.6 Исследование концентрации внимания……………………………………………………………...….- 58 -

Методика корректурная проба Бурдона……………………………………………………………………...- 58 -

Методика корректурная проба Бурдона-Анфимова. …………………………………………………….….- 64 -

Методика корректурная проба Ландольта………………………………………………………………..….- 72 -

Методика корректурная таблица Бентона……………………………………………………………….…..- 77 -

2.7 Исследование способностей распределения внимания. …………………………………………..…..- 79 -

Методика  отыскания чисел……………………………………………………………………………….... - 79 -

Методика отсчитывание по Блейхеру…………………………………………………………………..….. - 80 -

 

РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ………………………………………………………. - 81 -

3.1 Общие методические указания по психодиагностике памяти. ………………………………………...- 81 -

3.2 Классические методы исследования памяти………………………………………………………....….- 86 -

Метод однократного предъявления…………………………………………………………………………. - 87 -

Метод фиксированного числа предъявлений…………………………………………………………….….- 88 -

Метод заучивания…………………………………………………………………………………………….. - 89 -

Метод уравнивания……………………………………………………………………………………………- 91 -

Метод узнавания…………………………………………………………………………………………….…- 93 -

Метод сбережения………………………………………………………………………………………….….- 94 -

Метод парных ассоциаций……………………………………………………………………………………- 95 -

Метод антиципации…………………………………………………………………………………………...- 96 -

Метод реконструкции…………………………………………………………………………………………- 98 -

Метод измерения объема кратковременной памяти………………………………………………………..- 99 -

Дополнение  к разделу классические методы исследования памяти……………………………...…..….- 103 -

Первичная диагностика развития памяти………………………………………………………………..….- 105 -

3.3 Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти. ……………………………………- 106 -

Методика определения объема кратковременной памяти……………………………………………..…...- 106 -

Методика исследования оперативной памяти…………………………………………………………..…..- 106 -

Методика заучивания цифр………………………………………………………………………………...…- 108 -

методика исследования слуховой оперативной памяти на числа. …………………………………....…..- 112 -

Методика заучивание 10 слов……………………………………………………………………….....…….- 113 -

Методика исследования  зрительной и слуховой памяти……………………………………………….…- 115 -

Методика исследования динамики процесса заучивания………………………………………………….- 116 -

Методика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности……………………….. - 118 -

Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания…………………......- 120 -

Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания……………………………….…..- 122 -

Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания………………………………- 123 -

Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором». ………………………………………………- 126 -

Методика исследования  ассоциативной памяти…………………………………………………………. - 130 -

Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма»…………   ………………….. - 131 -

Методика целенаправленный анализ числового ряда……………………………………………….…….- 132 -

Методика исследования памяти с помощью текстов………………………………………………………- 134 -

Методика исследования зависимости запоминания от установки личности…………………………….- 135 -

Методика «Предъявление организованных последовательностей»………………………………...……..- 138 -

Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний»…………………………...……..- 139 -

Методика «Упорядочивание геометрических фигур»………………………………………………...…….- 142 -

Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку»……………………………………………....……- 146 -

Методика «Придумывание арифметических задач»……………………………………………...…………- 147 -

Методика «Варьирование задач на раскладку карточек»……………………………………………...……- 150 -

Методика «Варьирование принципов выбора слов». ……………………………………………….……..- 154 -

Методика  «Накладывание фигурок на схему». ………………………………………………………....…..- 156 -

Литература………………………………………………………………………………………………..…... - 159 -

 

Полный просмотр...

 

© Андронникова Е.А. Заика Е.В.  2011 г.