Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов./Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.
ISBN 978-966-2411-02-7
В данном пособии приведены основные методы исследования и диагностики восприятия, внимания и памяти. В него включены как классические, так и современные методы. Приводятся процедуры исследования, экспериментальный материал, инструкции испытуемым, способы фиксации и обработки данных. Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и для практических психологов, работающих в области общей возрастной, педагогической, медицинской и инженерной психологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………………….….. - 6 -
1.1 Общие методы исследования восприятия ………………………………………………………….….…- 7 -
Методика изучения ведущей сенсорной системы человека……………………………………………...….- 7 -
Методика изучения линейного глазомера………………………………………………………………..….. - 8 -
Методика изучения наблюдательности (перцептивного внимания)………………………………..…….….- 9 -
Методика изучения восприятия пространственных признаков «Компасы»………..………………….......- 10 -
Методика «Совмещение вырезов». ……………………………………………………………………......…- 12 -
1.2 Нейропсихологические методы исследования восприятия……………………………………….…......- 13 -
Зрительный гнозис……………………………………………………………………………………….….….- 13 -
Акустический гнозис.…………………………………………………………………………....…...…......…- 16 -
Соматосенсорный гнозис. ……………………………………………………………………….…..…….….- 17 -
1.3 Патопсихологические методы исследования восприятия.…………………………………………..….- 18 -
1.4 Детские методы исследования восприятия.………………………………………………………......….- 20 -
Методика «Эталоны».…………………………………………………………………………………….........- 20 -
Методика «Перцептивное моделирование». …………………………………………………………...........- 22 -
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».……………………………………………………...….- 27 -
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ..…………………………………………………...- 29 -
2.1 Общие методические указания по психодиагностике внимания……………………………………... - 29 -
2.2 Исследование объема внимания.………………………………………………………………………...- 31 -
Методика исследования объема внимания при восприятии простейших объектов……………………...- 31 -
2.3 Исследование переключаемости внимания……………………………………………………………. - 34 -
Методика«Таблицы Шульте». ………………………………………………………………………………..- 34 -
Методика Горбова «Красно-черная таблица». …………………………………………………………...…- 36 -
Методика «Черно-красная таблица Горбова-Шульте»………………………………………………….…..- 39 -
2.4 Исследование избирательности внимания. ……………………………………………………………..- 42 -
Методика Мюнстерберга……………………………………………………………………………….……..- 42 -
Методика Торндайка…………………………………………………………………………………………. - 43 -
2.5 Исследование устойчивости внимания. ………………………………………………………………..- 46 -
Методика счет по Э. Крепелину. …………………………………………………………………......……...- 46 -
Методика Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков. ……………...………...……..- 48 -
Методика «Найди и вычеркни»……………………………………………..…………………………….….- 49 -
Методика «Переплетенные линии Рея»……………………………………………………………….....…..- 55 -
2.6 Исследование концентрации внимания……………………………………………………………...….- 58 -
Методика корректурная проба Бурдона……………………………………………………………………...- 58 -
Методика корректурная проба Бурдона-Анфимова. …………………………………………………….….- 64 -
Методика корректурная проба Ландольта………………………………………………………………..….- 72 -
Методика корректурная таблица Бентона……………………………………………………………….…..- 77 -
2.7 Исследование способностей распределения внимания. …………………………………………..…..- 79 -
Методика отыскания чисел……………………………………………………………………………….... - 79 -
Методика отсчитывание по Блейхеру…………………………………………………………………..….. - 80 -
РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ………………………………………………………. - 81 -
3.1 Общие методические указания по психодиагностике памяти. ………………………………………...- 81 -
3.2 Классические методы исследования памяти………………………………………………………....….- 86 -
Метод однократного предъявления…………………………………………………………………………. - 87 -
Метод фиксированного числа предъявлений…………………………………………………………….….- 88 -
Метод заучивания…………………………………………………………………………………………….. - 89 -
Метод уравнивания……………………………………………………………………………………………- 91 -
Метод узнавания…………………………………………………………………………………………….…- 93 -
Метод сбережения………………………………………………………………………………………….….- 94 -
Метод парных ассоциаций……………………………………………………………………………………- 95 -
Метод антиципации…………………………………………………………………………………………...- 96 -
Метод реконструкции…………………………………………………………………………………………- 98 -
Метод измерения объема кратковременной памяти………………………………………………………..- 99 -
Дополнение к разделу классические методы исследования памяти……………………………...…..….- 103 -
Первичная диагностика развития памяти………………………………………………………………..….- 105 -
3.3 Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти. ……………………………………- 106 -
Методика определения объема кратковременной памяти……………………………………………..…...- 106 -
Методика исследования оперативной памяти…………………………………………………………..…..- 106 -
Методика заучивания цифр………………………………………………………………………………...…- 108 -
методика исследования слуховой оперативной памяти на числа. …………………………………....…..- 112 -
Методика заучивание 10 слов……………………………………………………………………….....…….- 113 -
Методика исследования зрительной и слуховой памяти……………………………………………….…- 115 -
Методика исследования динамики процесса заучивания………………………………………………….- 116 -
Методика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности……………………….. - 118 -
Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания…………………......- 120 -
Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания……………………………….…..- 122 -
Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания………………………………- 123 -
Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором». ………………………………………………- 126 -
Методика исследования ассоциативной памяти…………………………………………………………. - 130 -
Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма»………… ………………….. - 131 -
Методика целенаправленный анализ числового ряда……………………………………………….…….- 132 -
Методика исследования памяти с помощью текстов………………………………………………………- 134 -
Методика исследования зависимости запоминания от установки личности…………………………….- 135 -
Методика «Предъявление организованных последовательностей»………………………………...……..- 138 -
Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний»…………………………...……..- 139 -
Методика «Упорядочивание геометрических фигур»………………………………………………...…….- 142 -
Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку»……………………………………………....……- 146 -
Методика «Придумывание арифметических задач»……………………………………………...…………- 147 -
Методика «Варьирование задач на раскладку карточек»……………………………………………...……- 150 -
Методика «Варьирование принципов выбора слов». ……………………………………………….……..- 154 -
Методика «Накладывание фигурок на схему». ………………………………………………………....…..- 156 -
Литература………………………………………………………………………………………………..…... - 159 -
© Андронникова Е.А. Заика Е.В. 2011 г.