В Лаборатории психодиагностики завершена адаптация Теста критического мышления американского автора Л.Старки.
Адаптация: Е. Л. Луценко
Источник: размещенная в свободном доступе в сети Интернет книга Л. Старки: Starkey L. Critical thinking skills success. - NY: Learning Express, LLC., 2004. |
Критическое мышление - это мышление, которое не приемлет аргументы и выводы слепо, скорее наоборот, оно исследует предположения, распознает скрытые ценности, оценивает имеющиеся данные и выводы (Д. Майерс).
Для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Д. Халперн ).
В результате проведенных психометрических процедур Тест критического мышления американского автора Л. Старки был адаптирован для использования в нашем обществе. По нашим наблюдениям, базирующимся на анализе комментариев к текстам, размещенным в сети, люди очень часто всерьез воспринимают совершенно недостоверную информацию и не доверяют тщательно обоснованной.
Очевидно, что у таких читателей не хватает критичности мышления, хотя наверняка это могут быть образованные и грамотные в своей области люди. Поэтому было бы неоптимальным использовать для исследования этой проблемы традиционные тесты интеллекта. В книге американского автора Лорен Старки нам встретился тест, специально предназначенный для проверки критического мышления. При этом его содержание включало задания на верификацию информации, полученной в сети Интернет.
В тесте были максимально сохранены все задания и язык автора, за исключением трех заданий, которые показали неудовлетворительные коэффициенты надежности.
Тест соответствует психометрическим требованиям надежности, дискриминативности, валидности и оснащен нормами для студенческой и взрослой возрастных групп обоего пола.
Проверена конвергентная валидность переведенной формы теста. Часть заданий теста (те, которые вызвали затруднения в понимании исследуемых лиц, а также те, которые частично не соответствовали правилам конструирования заданий теста) была переформулирована с учетом различий в образе жизни в Украине и США.
Проверка валидности методики подтвердила ее направленность на выявление способности к критическому мышлению.
Результаты теста могут интерпретироваться как в соответствии с нормами, то есть разделяться по уровням очень высокого, высокого, среднего, низкого и очень низкого критического мышления, так и доступны для качественного анализа.
Тест критичности мышления является объективным тестом способностей, который может применяться индивидуально и в группе.
Данный тест предназначается психологам, педагогам, врачам, социологам, политологам, философам, этологам и другим специалистам, а также всем, кто интересуется проблемами мышления.
В практической работе психолога тест и руководство может использоваться в ходе психологической диагностики, консультирования, психокоррекции и психотерапии.
В преподавательской и научной работе Тест критичности мышления может использоваться при чтении курсов «Общая психология», «Когнитивная психология», «Медицинская психология», «Социальная психология», «Дифференциальная психология», «Возрастная психология», «Психофизиология», «Политическая психология» и др., а также для научных исследований по данным направлениям.