Методика диагностики перцептивной антиципации в виде компьютерной игры «Найди путь» («Find the Way»).
Благодаря поддержке Лаборатории психодиагностики Андронникова Катерина завершила роботу над новым психологическим компьютерным тестом.
Авторы: Андронникова Е.А. (Психология), Заводовский Ф.Н. (Программирование).
Актуальность изучения проблемы предусмотрительности (антиципации) заключается в том, что предусмотрительность, предвидение, установление причинно-следственных связей является непременным условием взаимодействия организма с миром (со средой в частности). Можно сказать, что от степени развитости этого процесса зависит адаптация организма (в том числе и человека) к социально-природным свойствам мира.
Изучение проблемы предусмотрительности имеет широкое социальное значение, потому что в жизни человека встречается много конфликтных ситуаций, для решения которых необходимо учитывать причинно-следственные связи и предвидеть последствия собственных действий. С развитием технологий и сложности организации общества, все более возрастает темп, новизна, разнообразие природно-социальных явлений, то есть природа объективных взаимодействий усложняется. Поэтому в практической деятельности, например в экологии, профотборе, сфере транспорта, информационных технологий, образования, промышленности, все более возникает потребность в оценке прогнозирования, моделирования поведения.
Именно перцептивный уровень антиципации, в отличие от более простых уровней, отражает усложненную интеграцию психических процессов, следствием которой является установка индивида на конечный эффект и синтез прошлого опыта, к которым присоединяется сознательный контроль, волевые усилия человека. Кроме того, это является основой для формирования более сложных форм антиципации.
Методика – критериально-ориентированный тест, построенный на заложенных согласно теории критериях, по которым оценивается уровень способности человека справиться с данным типом задач.
Надежность теста подтверждается внутренней согласованностью задач (которые построены как однотипные), трудность задач разная, она возрастает к концу игры, где расположены наиболее сложные задачи, с учетом обучаемости испытуемого.
Мотивация к выполнению теста строится на интересе к прохождению интересной, захватывающей компьютерной игры.
Тип теста: индивидуальный, комплексный, сочетает в себе черты объективного личностного теста действия и теста общих способностей. Данный тест может также использоваться как тест специальных способностей для профессий, связанных с управлением и слежением за движущимися объектами. Тест является истинно компьютерным, а не компьютеризированным, так как его невозможно реализовать в бланковой или какой-либо другой форме. Задачи теста построены на слежении за движущимся объектом, поведение которого предлагается прогнозировать и создать для него, путем рисования компьютерной мышью, условия для поведения определенного рода – попадания в ограниченную зону экрана.
Популяция, на которую ориентирован тест: нет ограничений.
Характер содержания: пространственно-моторные задачи, антиципация, принятие решений, логика - выявление закономерностей, техническое мышление, стереотипность-гибкость мышления, способность к обучению, сенсомоторная координация.
Тип задач: открытые, рисуночные, перцептивно-моторные.
Количество задач: 30 задач (уровней), переход к следующей задаче невозможен, пока правильно не решена предыдущая.
Время, необходимое для проведения игры: максимум 30 мин. на прохождение самой игры. С учетом прочитывания и понимания инструкции, занесения демографических сведений: 35-40 мин.
Диагностируемые показатели: общий уровень перцептивной антиципации, а также шесть дополнительных показателей скорости, точности и особенностей выполнения заданий исследуемыми лицами.