Практикум по психофизиологии

( 2 Votes ) 

 

« АДАПТИВНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ АВТОНОМНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА »
( Аннотация, программа, планы занятий, вопросы для самоконтроля, литература)

Автор - разработчик: канд. психол. наук, доцент каф. прикладной психологии Елена Львовна Луценко

15/12/2013

Содержание

Аннотация курса

Программа курса

Перечень условных сокращений

1. Управление температурой конечностей как коррекция стресса и обучение релаксации

2. Электродермальная реакция в детекции лжи, диагностике психологических особенностей и формировании стрессоустойчивости

3. Использование электроэнцефалографии в терапии с биологической обратной связью

4. Использование электромиографии в терапии с биологической обратной связью

5.Использование параметров дыхания в терапии с биологической обратной связью

6. Повышение вариабельности сердечного ритма, внимания и стрессоустойчивости с помощью комплекса « БОС- ПУЛЬС »

7. Использование показателей кровообращения в терапии с биологической обратной связью

8. Анализ результатов и написание заключения после диагностики вариабельности сердечного ритма и тренингов с прибором « БОС- ПУЛЬС »

9. Модификация и создание собственных сценариев и протоколов для терапии с биологической обратной связью

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

АННОТАЦИЯ

Данный курс может использоваться как практическая часть к теоретическому курсу «психофизиология », или может преподаваться отдельно, но после изучения студентами курса «психофизиология », или « физиология высшей нервной деятельности».

Биологическая обратная связь, или адаптивное биоуправление ( англ. biofeedback ) - это отрасль прикладной психофизиологии, которая сейчас активно развивается благодаря совершенствованию цифровых технологий и существенному практическому эффекту. Преимуществами этого способа психотерапии является то, что он является немедикаментозным, вовлекает в непосредственную активность самого клиента ( пациента ), объективно - контролируем и имеет широкий спектр использования.

Он может использоваться в медицинской и реабилитационной практике благодаря возможности лечения многих заболеваний, в немедицинской сфере он очень полезен в психологии труда для оптимизации функциональных состояний операторов, в организационной психологии - для развития профессиональных качеств (способности к самоконтролю, релаксации, стрессоустойчивости ) персонала организаций, в общей, педагогической психологии и возрастной психологии - для развития когнитивных функций, в медицинской психологии - для терапии психосоматических и стрессовых заболеваний, коррекции зависимого и девиантного поведения и т.д..

В основе метода биологической обратной связи лежит принцип саморегуляции всех биологических систем, для терапевтического использования которого с помощью специального оборудования клиенту/пациенту в реальном времени предоставляется информация о состоянии его организма и о необходимых направления его изменения с целью устранения проблем или расширения возможностей.

На базе факультета психологии используется оборудование ведущих производителей именно этого типа аппаратуры - Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью « РЕАКОР » ( МЕДИКОМ - МТД, г. Таганрог) и Программно -аппаратный комплекс для диагностики и игрового тренинга с биологической обратной связью « БОС- ПУЛЬС » ( ООО « Компьютерные системы биоуправления », г. Новосибирск).

Курс рассчитан на 18 часов лабораторных занятий и заканчивается зачетом.
 

 

Программа курса

Номер занятия

Тема

Оборудование

Количество акад. часов

1

Управление температурой конечностей как коррекция стресса и обучение релаксации

«РЕАКОР»

2

2

Электродермальная реакция в детекции лжи, диагностике психологических особенностей и формировании стрессоустойчивости

«РЕАКОР»

2

3

Использование электроэнцефалографии в терапии с биологической обратной связью

«РЕАКОР»

2

4

Использование электромиографии в терапии с биологической обратной связью

«РЕАКОР»

2

5

Использование параметров дыхания в терапии с биологической обратной связью

«РЕАКОР»

2

6

Повышение вариабельности сердечного ритма, внимания и стрессоустойчивости

«БОС-ПУЛЬС»

2

7

Использование показателей кровообращения в терапии с биологической обратной связью

«РЕАКОР»

2

8

Анализ результатов и написание заключения после диагностики вариабельности сердечного ритма и тренингов с биологической обратной связью

«БОС-ПУЛЬС»

2

9

Модификация и создание собственных сценариев и протоколов для терапии с биологической обратной связью

«РЕАКОР»

2

 

  ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСВ - амплитуда систолической волны

БОС - биологическая обратная связь

ВНС - вегетативная нервная система

ВП - вызванные потенциалы мозга ( способ анализа ЭЭГ)

ВСР - вариабельность сердечного ритма

ОРЗ - острые респираторные заболевания

ЭЭГ - электроэнцефалография ( электроэнцефалограмма )

ЭКГ - электрокардиография ( электрокардиограмма )

ЭМГ - электромиография ( электромиограмма )

НС - нервная система

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью

СМР - сенсомоторный ритм ЭЭГ

Т - температура ( на периферии, температура дистальной фаланги пальца)

ФПГ - фотоплетизмография ( фотоплетизмограмма )

ЦНС - центральная нервная система

ЧД - частота дыхания

ЧРПВ - время распространения пульсовой волны

ЧСС - частота сердечных сокращений

КГР - кожно - гальванический рефлекс
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 1 (план)

УПРАВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРОЙ КОНЕЧНОСТЕЙ КАК КОРРЕКЦИЯ СТРЕССА И ОБУЧЕНИЯ РЕЛАКСАЦИИ

1. Перекличка ( список присутствующих ) и заполнения журнала техники безопасности. Наличие в аудитории лейкопластыря, стерильных салфеток, бумажных полотенец, нашатырного спирта.

2. Принцип БОС, основные сферы использования ( реабилитационные центры, санатории, специальные психотерапевтические кабинеты, транспорт, энергетика, медицина, образование, спорт, военные и спецслужбы, деятельность в особых условиях - водолазы, полярники и др.. )

3. Управление температурой, показания - пониженная способность к терморегуляции (человек часто мерзнет или перегревается ), релаксация, снятие симптомов стресса и повышенного эмоционального напряжения ( невротические состояния ), работа с фобиями, головные боли напряжения и мигрень, проявления вегетативного невроза - тошнота, боли в желудке, повышенное артериальное давление, функциональные расстройства НС. Противопоказания - острые простудные заболевания ( ОРЗ ), повреждения кожи в местах наложения датчиков, психотические состояния.

4. Сценарии : 1 ) Вводная - Ознакомительный - 30 мин. ; 2 ) Релаксация по Т - 22 мин. ; 3) Повышение Т (звук ) - 19 мин. ; 4 ) Повышение Т ( игра, 1 этап) - 17 мин. ; 5 ) Повышение Т ( игра, 4 этапа ) - 20 мин.; 6 ) Уменьшение асимметрии Т - 21 мин. ; 7 ) Увеличение асимметрии Т - 29 мин. Датчик - средний палец ведущей руки, дистальная фаланга, внутр. поверхность, крепление пластырем + крепления отводящего провода на расстоянии 5-10 см. Снять кольца и расстегнуть манжеты. Необходимость адаптации ( 10 минут) и температура в помещении 24- 25оС. Техники - самовнушение, визуализация, просто расслабление, безразличная установка, медитация, аутотренинг (чувство тепла- тяжести), дыхательные техники.

5. Проведение. Регуляция порогов успеваемости. Самоотчет испытуемого ( мое состояние до процедуры, мое состояние после процедуры, стратегия работы во время процедуры - что я делал, как добивался результата, что мешало, что заметил в своем состоянии, как реагирую на неудачи, что помогало ). Курс - около 10 сеансов.

6. Оценка результатов работы ( в ходе сеанса - на панели диаграмм - временной показатель успешности ( ВПУ ), амплитудный показатель успешности ( АПУ ), интегральный показатель эффективности, после сеанса - панель гистограмм, поэтапная динамика, курсовая динамика, психологические тесты ( Люшер, САН, Спилбергер - Ханин, Мини - мульт, шкала депрессии Цунга и др. ), ВСР - вегетативный баланс, состояние ЭЭГ - рост альфа - ритма, уменьшение ЧСС, снижение мышечного напряжения, дневники состояний, поведенческие изменения ).

 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 2 (план)

ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ В ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ, ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

1. Перекличка ( список присутствующих ) и заполнения журнала техники безопасности. Необходимые материалы.

2. Принцип КГР, методы Ферре ( проницаемость кожи) и Тарханова (потенциал кожи). Потоотделение, 2-3 млн. потовых желез на теле. Ладони и подошвы (400 на 1см2 ), лоб ( 200/1см2 ), спина ( 60/1см2 ). С ЦНС к потовым железам поступают влияния из коры, гипоталамуса, ретикулярной формации. Показатель ориентировочной или оборонительной реакции на внешние стимулы и внутреннего эмоционального напряжения. На повторяющийся стимул ориентировочная реакция должна угасать, если не гаснет - ригидность ВНС, повышенная тревожность. Диагностика - 1) высокая и неугасимая КГР - уязвимость, нейротизм, фобии, паническое расстройство, эмоциональная напряженность, стресс, эмоциональная ригидность; 2) низкая и независимая от стимулов КГР - личностное антисоциальное расстройство ( агрессивность, жестокость и импульсивность (психопатия)), потребность в ощущениях, аддиктивная личность ( наркомания, алкоголизм, гамблинг, адреналиновая зависимость / риск).

3. Погашение КГР, показания - уязвимость, низкая стрессоустойчивость, потливость рук при определенных стрессовых ситуациях, фобии, раздражительность. Можно использовать в конце курса на релаксацию с помощью ЭЭГ, температуры и др. параметров для формирования устойчивой способности к релаксации в условиях помех. Противопоказания - острые респираторные заболевания, повреждения кожи в местах наложения датчиков, психотические состояния, при неврозоподобных последствиях травмы головы, нейроинфекциях и др. органических поражениях головного мозга. Если наблюдается сенсибилизация вместо погашения - провести несколько сеансов на релаксацию по другим контролируемыми параметрами - температуре, дыханию и т.д..

4. Сценарии : 1 ) Стрессоустойчивость - Ознакомительный - 25 мин. ; 2 ) Стрессоустойчивость с электростимулятором - 30-40 мин. Техники - углубление в себя, просто расслабление, безразличная установка, медитация, аутотренинг (чувство тепла- тяжести), дыхательные техники, убрать ожидание стимула.

5. Проведение. Не ранее чем через 2 часа после плотной еды. Температура в помещении 20 - 25 °. Протереть спиртом руки, вытереть насухо. Датчик - указательный и средний палец ведущей руки, дистальная фаланга, внутр. поверхность, крепление резинкой, средний натяжение. Референт нужен ( нейтральный электрод) ! Не двигаться. Разделение сценария на 2 части (по 17 и 19 мин. ) Слабые и сильные стимулы ( для двух испытуемых). Можно менять стимулы в случае специфических фобий или стрессовых факторов ( задания по математике для детей с дефицитом внимания и гиперактивностью ). Регуляция порогов успеваемости. Курс - около 10 сеансов. Динамика в ходе курса - стабилизация достигнутых показателей.

6. Оценка результатов работы. Такая же ( см. лабораторную № 1).
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 3 (план)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ В ТЕРАПИИ С БОС

1. Перекличка ( список присутствующих ) и заполнения журнала техники безопасности.

2. ЭЭГ и БОС : нейротерапия или нейротренинг. Правильная зональность ЭЭГ - основа оптимального функционального состояния. Спереди мозга - быстрые ритмы, сзади - медленные, сенсомоторная кора ( роландическая или центральная борозда ) - СМР- ритм. Диагностика - 1) в затылочных участках быстрые ритмы - нейротизм, фобии, паническое расстройство, эмоциональная напряженность, стресс, раздражительность, утомляемость, нарушение сна, головные боли, психосоматические боли и расстройства ; 2 ) противоположная асимметрия - если слева процент медленных ритмов больше, чем справа - стресс, напряженность ; 3 ) спереди медленные ритмы - аддиктивная личность (наркомания, алкоголизм, гамблинг, адреналиновая зависимость / риск), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушение когнитивной деятельности (снижение памяти, мышления), переутомление, невроз ; 4 ) эпилептиформная активность, низкий СМР- ритм в роландической борозде - эпилепсия, переутомление и стресс, последствия травмы, судорожная готовность, гиперактивность ; 5 ) спорт - специальные состояния в спорте, например состояние стрелка.

3. Показания - по каждому ритма свои, главное - формировать правильную зональность. Они называются протоколы нейротерапии. 1 ) Альфа - протокол: повышение альфа - ритма в затылочных участках : уязвимость, низкая стрессоустойчивость, неврозы, фобии, раздражительность, бессонница, боли, психосоматика, обучение релаксации. 2 ) Бета - протокол : повышение бета - ритма в префронтальной коре, улучшение когнитивной деятельности, СДВГ. 3 ) СМР- протокол (повышение СМР- ритма в роландической борозде ) - судорожная готовность, возбуждающая психопатия, эпилепсия, СДВГ. 4 ) Тета протокол. 2 варианта : снижение тета- ритма в центральных областях - СДВГ, тревога, агрессия ; повышение тета- ритма в затылочных областях - творчество. Совместные тренинги - альфа - тета и бета - тета. Альфа - тета тренинг на повышение обоих ритмов в затылочной области - аддикции, бета - тета - СДВГ. Проверка дельта - ритма - признак нарушенной работы мозга, особенно - в передних отделах. Протоколы по увеличению или снижению асимметрии - состояние стрелка, улучшение эмоционального состояния. Противопоказания - острые респираторные заболевания, повреждения кожи в местах наложения датчиков, психотические состояния, фотосензитивная эпилепсия, при неврозоподобных последствиях травмы головы, нейроинфекциях и других органических поражениях головного мозга.

4. Сценарии : 1 ) Альфа - тренинг - « Релаксация » - 23 мин. Закрытые глаза. 2 ) СМР- тренинг - 18 мин.; 3 ) Тета - тренинг - 25 мин. ; 4 ) Бета - тренинг - 25 мин. ; 5 ) Бета - тета тренинг (повышение бета - и снижение тета- ритмов в центральных областях ) - 21 мин. ; 6 ) Повышение альфа - тета - 20 мин. Техники - углубление в себя, просто расслабление, безразличная установка, медитация, аутотренинг (чувство тепла- тяжести), дыхательные техники, визуализация, сосредоточение внимания, самонаблюдения, представление движения ( СМР).

5. Проведение. Электропроводящая фиксирующая паста для ЭЭГ, ватные палочки, антисептические влажные салфетки. Монополярное отведение. Датчики - альфа - протокол ( затылочные правый и левый участки, мастоидальние отростки ), бета - тета протоколы ( префронтальная кора и теменная кора по центру ), СМР- протокол ( роландическая борозда слева и справа, мастоидальние отростки ). Референтный датчик нужно одеть на левую руку ! Не двигаться. Для демонстрации - детские укороченные сценарии. Регуляция порогов успеваемости. Курс - от 10 сеансов. Для коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью - до 60 сеансов. Алкоголизм, наркомания - от 25 сеансов. Динамика в ходе курса - стабилизация достигнутых показателей, улучшение поведения.

6. Оценка результатов работы (аналогично работе № 1).
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 4 (план)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМИОГРАФИИ В ТЕРАПИИ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

1. Перекличка ( список присутствующих ) и заполнения журнала техники безопасности.

2. ЭМГ и БОС : принцип обращения к ЭМГ в психологии состоит в том, что при эмоциональном напряжении, стрессе, всегда напрягаются мышцы, прежде спины и лица. Эволюционно - важна реакция на борьбу или бегство. Аналоги - телесно - ориентированная терапия, танатотерапия, танцетерапия, аутогенная тренировка по Шульцу и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобс. Последствия хронического напряжения мышц : нарушение мимики и нормальной плавной моторики, дрожь, судороги, нервные тики, боли, в том числе главные, нарушения позвоночника ( сколиозы, кифозы, остеохондроз), хроническая усталость, гипотонус мускулатуры (вялость, слабость, онемение).

3. Показания - эмоциональное напряжение и стресс, страхи, нарушения моторики, бессонница, неспособность управлять экспрессией лица, психосоматические боли и спазмы. Противопоказания - ОРЗ, повреждения кожи в местах наложения датчиков, острые заболевания мышц и внутренних органов, психотические состояния, фотосензитивная эпилепсия. Как и при всех видах БОС, эффективность БОС по ЭМГ снижена у лиц с интеллектуально - мнестическими нарушениями и у лиц с выраженной иждивенческой установкой.

4. Сценарии : 1 ) Релаксация по ЭМГ - «Вступительный сценарий», 16 мин., Один биполярный датчик на лицо или спину, в сценарии только расслабление с отображением графика ЭМГ и звук; 2 ) «Уменьшение ЭМГ » - 30 мин., Наложение датчиков такое же, используется прогрессивное расслабление, задающий график и игры как в температурном тренинге ( « воздушный шар », « ковер - самолет», « подводный мир » ), 3) « повышение гипотонуса тонических мышц », сценарий «Тонические мышцы »- 22 мин., один парный датчик на спину, что задает график, игра - «Самолет » с призами ; 4 ) «Повышение гипотонуса фазических мышц » - 24 мин., Сценарий « Фазические мышцы », один парный датчик на бицепс / трицепс, или мышцы лица, или любую фазическую мышцу, используются задающие графики, игра « Колобок » и игра « Самолет » ; 5 ) « синкинезия » (неадекватное возбуждение мышц, тех что в норме не участвуют в выполнении движения ) - 26 мин., Два парных датчика на основную мышцу и вовлеченную мышцу ( например, бицепс плеча справа и мышца предплечья слева), используются такие образы обратной связи, как задающий график, игра «Колобок»; 6 ) « Реципрокность » - 23 мин., Два парных датчика на мышцы агонист и антагонист или любые другие парные, используется задающий график и игра « Самолет ». Техники - углубление в себя, просто расслабление, безразличная установка, медитация, аутотренинг (чувство тепла- тяжести), дыхательные техники, визуализация, самонаблюдения.

5. Проведение. Электропроводящий гель для ЭМГ и ЭЭГ, антисептические влажные салфетки, пластырь, ножницы, сухие салфетки или бумажные полотенца. Биполярное отведение на брюшко мышцы и дистальнее. Датчики - двойной хлор-серебряный электрод, один или два ( для синкинезии и реципрокности ). Референт обязательно ! Не двигаться. Регуляция порогов успеваемости. Курс - около 6-10 сеансов. Динамика в ходе курса - стабилизация достигнутых показателей. Тест Люшера до и после тренинга.

6. Оценка результатов работы - аналогично предыдущим работам. Дополнительно подсчитываем количество восклицательных знаков в тесте Люшера до и после прохождения ЭМГ - тренинга клиентом ( студентом ). Снижение количества восклицательных знаков свидетельствует о снижении стресса, хотя субъективно клиент может за один сеанс ничего не почувствовать. Также можно проанализировать, какие цвета занимают какие позиции, чтобы расшифровать состояние испытуемого.
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 5 (план)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ТЕРАПИИ С БОС

1. Перекличка ( список присутствующих ).

2. Дыхание и БОС : принцип обращения к дыханию в психотерапии заключается в том, что при эмоциональном напряжении, стрессе и т.п. эмоциональных явлениях всегда нарушается нормальный стереотип дыхания. Кроме того, неправильный стереотип дыхания мог сформироваться из детства. Причина, эволюционно-важная реакция на опасность по типу борьбы / бегства сопровождается повышением кислородного обеспечения организма ( интенсивное дыхание ). Поэтому в разных психотехниках - йоге, медитации, обучают управлению дыханием. О важности правильного дыхания давно известно в спорте и боевых искусствах. Основные нарушения стереотипа дыхания - гипервентиляция при тревоге, страхах, панических атаках (частое поверхностное грудное дыхание ), бронхиальной астме, заикании, преобладание грудного дыхания над брюшным (абдоминальным, диафрагмальным ). Последствия хронической гипервентиляции и грудного дыхания - избыточная симпатическая стимуляция организма в ущерб парасимпатической, став стабильной, гипервентиляция влечет серьезные биохимические сдвиги. Снижается СО2 в крови (гипокапния ), происходит ощелачивание ( алкалоз ), возрастает тропность кислорода к гемоглобину (эффект Бора - при повышении рН ( алкалозе ) захват кислорода в легких облегчается, но его отдача в тканях затрудняется, а при снижении рН ( ацидозе ) наблюдается обратная реакция, возникает минеральный дисбаланс. В результате происходит снижение мозгового кровотока, возникает гипоксия мозга, а это усугубляет нарушения регуляции дыхания.

Принцип управления - тонус симпатических нервов возрастает во время вдоха и снижается при выдохе. При этом изменяется ЧСС ( при вдохе ЧСС увеличивается, при выдохе - уменьшается, модулирующее влияние дыхания на сердечный ритм называется дыхательной аритмией сердца, у здоровых людей она более выражена у больных - пониженная ).

Дыхание с увеличенным периодом дыхательного цикла создает условия для резонанса дыхательного ритма с другими физиологическими ритмами человека. При этом « водителем ритма » является именно дыхательный центр, имеющий самую медленную ритмику. Одновременное обучение замедлению дыхания и диафрагмальному типу дыхания положительно сказывается на психическом статусе человека: снижаются индекс тревоги и тревожно - депрессивные проявления.

3. Показания - эмоциональное напряжение и стресс, страхи, нарушения моторики (тики, дрожь ), бессонница, психосоматика ( вегетососудистая дистония - тошноты, рвоты, расстройства желудочно - кишечного тракта, мурашки по коже), психосоматические головные боли и спазмы, приступы тахикардии, хроническое утомление, для женщин - грудной стереотип дыхания. Противопоказания - органическое поражение кардиореспираторной системы (сердечные и дыхательные болезни), первичное нереспираторное нарушение кислотно -щелочного равновесия и стандартные противопоказания (ОРЗ, психотические состояния, эпилепсия, особенно в ответ на гипервентиляцию ).

4. Процедуры: 1 ) «Увеличение задержки на выдохе » - 1 сценарий, 30 мин. (можно сокращать ), один датчик на область диафрагмы ; 2 ) «Увеличение задержки на выдохе - 2 канала » - 1 сценарий, 30 мин. (можно сокращать ), два датчика на область груди и диафрагмы ; 3 ) «Уменьшение частоты дыхания » - 1 сценарий, 22 мин., Один датчик на область диафрагмы ; 4 ) « Глубина дыхания » - 2 сценария : « Глубина дыхания » 20 мин. и « Постепенное увеличение амплитуды » 26 мин., один датчик на область диафрагмы ; 5 ) Диафрагмальное дыхание - 1 сценарий «Тренинг диафрагмального дыхания », 20 минут, 2 датчика.

5. Техники - плавное дыхание средней глубины, самонаблюдение, расслабление.

6. Проведение. Датчики - один или два тензометрических датчика на область груди или диафрагмы. Толстый свитер или пиджак снять. Референт не нужен. Регулировка натяжения датчика ( не более ± 200 у.е., в среднем - 0, желательно ± 20 ), балансировка и стабилизация сигнала в поле зрения. На исходном этапе и отдыхе избегать движений и глубоких вздохов. Следить за головокружением, тошнотой, мельканием в глазах. Ощущение некоторого дискомфорта неизбежно, особенно на начальных этапах трансформации дыхательного стереотипа. Регуляция порогов успеваемости. Курс - около 6-15 сеансов. Динамика в ходе курса - стабилизация достигнутых показателей. Тест САН ( самочувствие, активность, настроение ) до и после тренинга.

7. Оценка результатов работы. Самоотчет испытуемого. В ходе сеанса - на панели диаграмм - увеличение дисперсии даже без изменения среднего (НГ - нижняя граница, ВГ- верхняя граница), временной показатель успешности ( ВПУ ), амплитудный показатель успешности ( АПУ ), интегральный показатель эффективности, после сеанса - панель гистограмм, поэтапная динамика, курсовая динамика, вывод ( 3% - значимое изменение). Психологический тест САН до и после тренинга, его результаты покажут ( так как результаты по дыхательным тренингам очень быстрые и ощутимые ), что могло улучшиться самочувствие, снизиться активность и улучшиться настроение.

Специфические параметры, которые оцениваются в данном тренинге : ЧД - частота дыхания, Дл вд. - Длительность фазы вдоха, Дл выд. - Длительность фазы выдоха, ДлП выд. - Задержка после выдоха, ДлП вд. - Задержка после вдоха, УАД - условная амплитуда дыхания, УМОД - условный минутный объем дыхания, ДЦ - продолжительность дыхательного цикла.
 

Лабораторная работа по психофизиологии № 6 (план)

ПОВЫШЕНИЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА, ВНИМАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА « БОС - ПУЛЬС »

1. Перекличка ( список присутствующих ) и заполнение журнала техники безопасности. Влажные салфетки и бумажные полотенца. Продезинфицировать и просушить руки перед одеванием датчика.

2. Принцип БОС по частоте сердечных сокращений (ЧСС ) - учащение сердцебиения - естественная реакция на стресс, страх, азарт, предстартовое возбуждение и другие эмоциональные состояния. Организм готовится к «борьбе / бегству» и для этого сердце интенсивно обеспечивает кислородом все мышцы и важные органы. Замедляя ЧСС, мы снижаем вегетативный компонент стрессовой реакции, позволяем мозгу не эмоционально, под влиянием страха или возбуждения, а рационально принимать решения. Обучение произвольному замедлению ЧСС в условиях игрового стресса приводит к повышению вариабельности сердечного ритма (ВСР ) и дыхательной аритмии сердца. Показатели ВСР отражают баланс регулирующих воздействий в организме, а именно, баланс симпатической, парасимпатической и гуморальной регуляции. Также по показателям ВСР можно оценить уровень физиологического стресса и общий адаптационный резерв организма.

3. Управление ЧСС, показания - приступы тахикардии ( учащенного сердцебиения ) в ситуациях стресса, страха, тревоги, для развития навыков релаксации и стрессоустойчивости, снятия симптомов повышенного эмоционального напряжения ( невротические состояния ), быстрая утомляемость и усталость, низкие показатели внимания, пониженная скорость реакции, слабая зрительно -моторная координация. Противопоказания - сердечно - сосудистые заболевания, бронхиальная астма ( для применения дыхательных упражнений ), склонность к брадикардии (низкая ЧСС - около 50 и ниже), ОРЗ, повреждения кожи в местах наложения датчиков, очень низкий интеллект, психотические состояния.

4. Процедуры: 1 ) Тестирование ВСС - 5 мин. ; 2 ) Игра « Магические кубики » - 7-10 мин. ; 3) «Вира!» - 15 мин. ; 4 ) « Гребной канал » - 17 мин. ; 5 ) « Ралли» - 7-10 мин. ( 5 кругов ), учет времени реакции на препятствие ; 6 ) «Железная дорога» - 10 мин. ( 7 кругов) ; 7 ) « Стрелец » - 20 мин. Датчик - фотоплетизмографический ( регистрирует уменьшение / увеличение плотности ткани пальца с помощью фотоэлемента, предоставляющая инфракрасное излучение), дистальная фаланга указательного или среднего пальца любой руки (можно и пальцы ), можно 2-3 фалангу пробовать, внутреннюю поверхность, крепление « липучкой ». Снять кольца, браслеты, часы и расстегнуть манжеты ( все, что мешает свободному кровообращению ). Руки протереть влажными салфетками и вытереть насухо. Температура в помещении 24- 25оС. Следить, чтобы сигнал был чистый, без артефактов. Если артефакты не проходят - сильнее растереть и высушить руки, попросить исследуемого закрыть глаза и делать тест с закрытыми глазами. Во время теста и тренингов избегать глотания слюны и глубоких вдохов - выдохов (можно это делать в перерывах между этапами игры).

5. Техники - самовнушение, визуализация, просто расслабление, безразличная установка, медитация, аутотренинг (чувство тепла- тяжести), дыхательные техники ( неглубокий спокойный вдох, плавный растянутый выдох, задержка небольшая после выдоха, ритмичное дыхание ).

6. Проведение. Самоотчет испытуемого ( мое состояние до процедуры, мое состояние после процедуры, стратегия работы во время процедуры - что я делал, как достигал результата, что мешало, что заметил в своем состоянии, как реагирую на неудачи, что помогало ). Курс - 10-20 сеансов.

7. Оценка результатов работы - интерпретация показателей ВСР, а после игровых тренингов - тоже показатели ВСР (повторный тест ВСС), в играх - прохождение игры до конца, показатели времени реакции и пульса, графики, показатели успеваемости, количества пропущенных сигналов, «ложных тревог », психологические тесты.

Краткое значение показателей ВСР :

SDNN - стандартное отклонение нормальных кардиоинтервалов, часовой, статистический показатель, нормы по разным данным 54- 65мс или не менее 100мс. Отражает суммарную вариабельность сердечного ритма, показатель восстановления функциональных резервов организма.

pNN50 % - количество пар последовательных кардиоинтервалов различающихся более чем на 50мс в %, показатель преобладания парасимпатического звена вегетативной регуляции над симпатичной, часовой, статистический показатель. Должно быть не менее 3%, желательно 16-26 %.

SI - стресс - индекс, индекс напряжения регуляторных систем, вторичный интегральный показатель, отражающий степень централизации управления сердечным ритмом, 30-120 норма, 120-250 - компенсированный дистресс, 250-400 дистресс может привести к различным функциональным расстройствам ; 400- 800 можна ожидать вредного воздействия стресс- реализующих систем на органы, особенно сердце.

Спектральные (частотные ) показатели :

HF - высокие частоты, парасимпатическое влияние, в норме - 770-1180 мс2 или 30 % для HF %.

LF - низкие частоты, симпатическое влияние, в норме - 750-1600 мс2 или 30 % для LF %.

VLF - очень низкие частоты, влияние гуморальной / гормональной регуляции, в норме - 700-1300 мс2 или 30 % для VLF %.

TP - общая энергия / мощность, в норме - 2500-4500 мс2.

Отношение LF / HF - Баланс симпатических и парасимпатических воздействий, рост напряжения организма, в норме - 1,5-2,0.
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 7 (план)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРОВООБРАЩЕНИЯ В ТЕРАПИИ С БОС

1. Перекличка ( список присутствующих ).

2. Тонус сосудов и БОС : необходимость обращения к управлению тонусом кровеносных сосудов в БОС - терапии заключается в том, что при эмоциональном напряжении, стрессе, страхах и т.п. эмоциональных явлениях, всегда меняются характеристики кровообращения. Это часть защитной эволюционной реакции, в которой кровь перераспределяется для достижения максимального выигрыша в ситуации борьбы - бегства, а также для защиты от кровопотери. Происходит повышение тонуса сосудов за счет влияния симпатической нервной системы, в результате повышается артериальное давление, кровь поступает в большие мышцы, уменьшается кровоснабжение на периферии, кровь перераспределяется ближе к центру тела. В результате частых или хронических стрессовых событий такая реакция закрепляется. Это приводит к повышенному артериальному давлению, т.е. артериальной гипертензии, нарушению работы сердца, хроническому спазму периферических сосудов (т.е. плохому кровоснабжению конечностей), инсульту, мигрени, плохому самочувствию, перенапряжению и невозможности расслабиться.

Принцип управления - управление ведется по двум параметрам - амплитудой систолической волны (АСВ) и скорости распространения пульсовой волны. Но так как на скорость распространения пульсовой волны прямо влиять нельзя, то в итоге на нее влияние осуществляется опосредованно через высшую АСВ. У сердца есть две фазы работы (упрощенно ) - систолическая ( сжатия ) и диастолическая (расширение ). Во время систолы происходит выброс крови в артерии и образуется так называемая систолическая волна, которую мы чувствуем, пробуя пульс на руке или шее. Чем выше систолическая волна - тем ниже тонус сосудов, а значит, и артериальное давление.

В программе демонстрируется обратная связь по следующим параметрам: 1 ) АСВ (которую надо повышать ), 2 ) тонус сосудов ( он равен АСВ * 100), то есть для хорошего (низкого ) тонуса АСВ также нужно повышать, 3 ) по частоте сердечных сокращений (ЧСС ) ( рекомендуется снижать ) и 4) по времени распространения пульсовой волны ( ЧППВ ), который также нужно повышать, соответствует эластичности сосудов. Чем медленнее идет пульсовая волна - тем более расслаблены и мягкие сосуды, то есть ниже тонус, ниже артериальное давление, выше АСВ, выше эластичность сосудов. Неэластичные сосуды ригидные (плохо адаптируются к меняющимся потребностям и нагрузкам организма) и могут в итоге рваться (геморрагический инсульт), у них нарушается проходимость, что может приводить к их забиванию холестерином и тромбами, и в критической ситуации ведет к закупорке (ишемический инсульт).

По данным контролируемых параметров этого тренинга есть нормы ( см. табл. 4.2) :

Табл. 4.2. Нормативы по параметрам кровообращения

 

Покатель 

Нижняя граница

Верхний предел

 

Примечание

1

ЧСС

45

120

При явно выраженной брадикардии и тахикардии границы сдвигаются в соответствующую сторону. Для детей за пределы обычно немного сдвинуты
 в сторону повышения пульса.

2

АСХ

0

6

При пониженном тонусе увеличивается верхний предел.

3

ЧППХ

120

280

Для детей границы могут быть сдвинуты в сторону уменьшения.

 


Это самый сложный тренинг и по психофизиологическим механизмам, которые за ним стоят, и по возможности обучения управлению с помощью БОС.

3. Показания - эмоциональное напряжение и стресс, страхи, синдром холодных рук ( ног), бессонница, психосоматика ( вегетососудистая дистония, гипертония), мигрень, хроническое утомление. Противопоказания - органическое поражение сердечно - сосудистой системы, усиление негативных симптомов во время процедуры ( тахикардия и аритмия сердца, судорожный синдром) и стандартные (ОРЗ, психотические состояния, эпилепсия).

4. Процедуры: 1) « Экспресс - оценка состояния сердечно - сосудистой системы » - 1 сценарий, 9 мин. (тяжелые визуальные и аудиальные стимулы для проверки реакции сосудов на стресс, нежелательно проводить детям и впечатлительным людям ), первый вход - сердечные датчики на левую и правую руки, второй вход - ФПГ - датчик на дистальную фалангу 3-го пальца руки, нейтральный электрод ; 2 ) « Регуляция тонуса артерий » - 1 сценарий, 10 мин. ( разминочный, направленный на осознание влияния психических стимулов на тонус сосудов), те же датчики ЭКГ, ФПТ и референт, 3) « Регуляция по амплитуде систолической волны ( АСВ ) » - 1 сценарий для снижения тонуса артериол, 17 мин., те же сами датчики ; 4 ) « Регуляция по АСВ и кардиоинтервалам RR » - 1 сценарий для снижения тонуса артериол с одновременным контролем пульса 17 мин., Для людей, склонных к тахикардии, те же датчики ; 5 ) « Регуляция по времени распространения пульсовой волны ЧППВ » - 1 сценарий для снижения тонуса магистральных артерий и увеличение эластичности сосудов, 18 минут, те же датчики.

5. Техники - плавное дыхание средней глубины, уменьшение частоты дыхания, подстройка под дыхательную аритмию сердца, внушение чувства тепла-тяжести ( аутотренинг ), просто расслабление, визуализация тепла, безразличная установка, самонаблюдение.

6. Проведение. Датчики - 1-й порт - сердечные датчики, 2 -й порт - фотоплетизмографический датчик на 3 или 4 палец руки. Референт нужен! Регуляция порогов успеваемости по ходу сеанса. Курс - около 6-15 сеансов. Динамика в ходе курса - стабилизация достигнутых показателей. Составление заключения о результатах.

7. Оценка результатов работы ( подобна работе № 1).
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 8 (план)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЫВОДА ПОСЛЕ ДИАГНОСТИКИ ВСР И ТРЕНИНГОВ С УСТРОЙСТВОМ БОС - ПУЛЬС

Результаты теста на вариабельность сердечного ритма отображаются в модуле « Report » после того, как будет завершено тестирование "Test " и нажата кнопка «Отчет ». Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с международными и распространенных в СНГ нормативами [ 1].

1. Общее содержание методики ВСР :

Абсолютно все органы и системы организма человека находятся под постоянным нервно - гуморальным контролем. Тесный симбиоз симпатического ( активирующего, мобилизующего ) и парасимпатического ( такого, что переводит организм в режим бездействия, отдыха, восстановления) отделов вегетативной нервной системы и гуморальных влияний обеспечивает достижение оптимальных результатов в плане адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Отклонение баланса регулирующих систем предшествуют гемодинамическим, метаболическим, энергетическим нарушениям и, следовательно, являются самыми ранними прогностическими признаками неблагополучия человека. Нет никакой реакции организма, в которой бы не участвовала система кровообращения. Сердечный ритм является индикатором неблагоприятных отклонений, а потому исследование ВСР имеет важное прогностическое и диагностическое значение при самых нарушениях - от психоэмоциональных стрессовых нарушения сердечно - сосудистой, дыхательной, эндокринной патологии. ВСС активно используется для оценки «качества здоровья» здорового человека и для оценки уровня тренированности спортсменов.

2. Преимущества использования метода анализа ВСР для предсменного и текущего психофизиологического контроля оперативных работников в электроэнергетике, транспорте, промышленности заключаются в следующем:

2.1. Одна из серьезных угроз при работе оператора, которая может привести к серьезным человеческим и материальным потерям - это нарушение сознания, нарушение работы сердца (сердечный приступ), инсульт, инфаркт. Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности в Украине. Мы постоянно встречаемся в новостях с сообщениями о смерти на рабочем месте людей самых разных профессий. Уменьшение ВРС достоверно коррелирует с повышением вероятности внезапной смерти. Нарушение сердечной деятельности является одной из причин ишемии (недостатка кислорода) мозга, что приводит к нарушениям памяти, внимания, мышления, общей работоспособности, головокружению, ослаблению работы анализаторных систем (в первую очередь зрения и слуха) в тяжелых случаях - к потере сознания .

2.2. Анализ ВСР уже давно и с успехом используется для контроля психофизиологического состояния операторов энергосистем, в частности, на российских атомных электростанциях.

2.3. С помощью индексов ВСР можно обнаружить «цену» деятельности, в т.ч. интеллектуальной, не оптимальность выбора профессии или должности, перетренированность спортсмена, приближение психосоматического расстройства и т.п.

2.4. Анализ ВСР позволяет выявить нарушение функционального состояния под воздействием наркотических и токсических веществ [25].

3. Интерпретацию и нормативы для основных показателей ВСР можно найти в литературе [1]. Проведение анализа ВСР занимает всего 5 минут, проводимой на лабораторной работе со всеми студентами, затем они выписывают свои показатели в конспект и интерпретируют согласно розданному или продиктованным им нормативным данным. Далее они пишут вывод - интерпретируют данные другого студента.

4. Оценка результативности тренинговых игровых процедур («Магические кубики», «Вира!», «Ралли», «Железная дорога», «Гребной канал», «Стрелец»). Возможные типы анализа по игроку, по сессии и по отдельной попытке. Студенты проводят тренинги на себе, наблюдают за тренингами других студентов и затем, выписывают результаты, анализируют их в конспекте.

Экранное представление анализа результатов вызывается через меню REPORT. В окне справа данные по играм отображаются в графической форме, в окне слева вверху список игроков сформирован из игр (раздел GAME), или участников (раздел USER), в виде дерева, слева внизу дается краткая характеристика выбранного пункта. Для выбранного игрока в разделе GAME или в разделе USER данные можно просматривать по игровым сессиям (SESSION) и попыткам (TRIAL).

В частности по игроку: щелчок на имени игрока открывает в окне справа график эффективности игровых сессий по кардиоинтервалам (величина, обратная ЧСС, измеряются в мс.), В окне внизу - информация по выбранной сессии. Показатели эффективности тренинга по длительности кардиоинтервалов (Eff.RR) и по времени реакции (Eff.RT, вычисляется для игры «Ралли» и «Железная дорога») рассчитываются по специальным формулам.

Два щелчка на имени игрока открывают список сессий.

Результаты по сессии: в окне справа открывается график динамики среднего значения кардиоинтервала по попыткам. Для игры РАЛЛИ также приводится динамика среднего времени реакции на камне, то есть препятствия (зеленые столбики). В окне внизу - информация по выбранной сессии: дата проведения (DATE), время проведения (TIME), продолжительность (LENGTH), число попыток в сессии (TRIALS), показатели эффективности (Eff.RR и Eff.RT). Показатели эффективности тем выше, чем лучше игроку удалось постоянно снижать пульс и время реакции на препятствия. Выбор нескольких сессий (одновременно отображаются не более 3-х) осуществляется при условии нажатия клавиши Ctrl. Два щелчка на сессии открывают список попыток.

Анализ результатов по попыткам: в окне справа - график динамики кардиоинтервалов (кардиоритмограмма - исходные данные). Для игры РАЛЛИ зеленые вертикальные линии отражают замечены камни, зеленые пунктирные линии - пропущенные камни. При подведении стрелки курсора на красной линии (пульс) или зеленой линии (время реакции) появляется числовое значение данного параметра. В окне внизу приводятся такие данные для попытки: Выигрыш WIN / проигрыш LOSE (RATING), Продолжительность попытки в мин. (TIME), Количество данных (отсчетов) продолжительности кардиоинтервалов (COUNT), Средняя продолжительность кардиоинтервалов в ряду в мс. (MEAN), Расчетные статистические данные (St.Dev - стандартное отклонение, St.Err - стандартная ошибка), Среднее значение пульса в течение попытки (HR), Смена HR по отношению к предыдущей попытке в % (INCR). Для игры «Ралли» и «Железная дорога» дополнительно отражаются: Количество камней, появившихся на дороге (S), Количество пропущенных камней (MS), - среднее время реакции на камне за каждую попытку в мс. (RT), время реакции на каждый пропущенный камень считается равным 1000мс. при исчислении среднего. Выбор нескольких попыток (одновременно отображаются не более 3-х) осуществляется при условии нажатия клавиши Ctrl. Два щелчка на попытке открывают подразделения Пульс (PULSE) и Спектр (SPECTR).

В подразделе Пульс (PULSE) в окне справа показан график динамики кардиоинтервалов. В окне внизу приводятся следующие данные: Победа - 1 / поражение - 2 (RATING, победа засчитывается, когда конечный пульс буж ниже исходного), Количество данных (отсчетов) о продолжительности кардиоинтервалов (COUNT), Средняя продолжительность кардиоинтервалов в ряду в мс. (MEAN), Пороговое начальное значение (THRESH, мс). Дополнительно по играм РАЛЛИ и MAINLINE («Железная дорога»): среднее время реакции в мс. (RT); количество камней: всего (S) и пропущенных (MS). Два щелчка на PULSE открывают параметры, значения которых отображаются в нижнем окне. Для РАЛЛИ и «Железные»: среднее время реакции в мс. (INFO), для других игр INFO = 0. Средняя продолжительность кардиоинтервалов (MEAN), Победа - 1 / поражение - 2 (RATING), пороговое значение (THRESH) и Сырые значение кардиоинтервалов (VALUE).

В программном пакете доступно графическое отображение результатов как по ходу одной игры с БОС, так и по серии игр. Для этого необходимо зайти в меню «графики» или «показать отчеты» и выбрать там опции: показывать ЧСС / время реакции, показывать по последней игре, последним 5-ти играм, по всем играм. Можно отправить полученные графики в файл графического редактора или распечатать.

Оценка результативности БОС-процедур проводится как средствами соответствующих программ, которыми обеспечивается оборудование для тренингов по БОС, так и обще-научными методами - психологическими тестами, дневниками самонаблюдения, опросом со стороны специалиста, результатами другой деятельности (профессиональной, учебной, социальной, спортивной), другими физиологическими и медицинскими тестами.
 

 

Лабораторная работа по психофизиологии № 9 (план)

МОДИФИКАЦИЯ И СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ И ПРОТОКОЛОВ ДЛЯ БОС-ТЕРАПИИ

Модификацию и создание новых сценариев БОС-тренингов необходимо осуществлять в соответствии с принципами арт-терапии и психотерапии в целом. А именно:

1) Музыкальные и видео-образы должны иметь определенную смысловую целостность (образовывать гештальт) в течение процедуры.

2) Образы звуковой и зрительной модальности должны соответствовать по содержанию цели тренинга, то есть нести соответствующую смысловую нагрузку, например, для коррекции дефицита внимания нужно подбирать изображения, видеоролики и мультфильмы, где показана польза обучения, роль интеллекта, внимания, настойчивости в достижении цели; сценарии против аддикций должны демонстрировать сюжеты, где показываются недостатки зависимого образа жизни и преимущества свободы от аддикций и т.п.

3) Образы должны иметь соответствующую цели тренинга эмоциональную окраску - успокаивающую там, где необходима релаксация, тонизирующую там, где необходима активация и т.д.

4) Временные пределы не должны превышать 20-30 минут для полного тренинга и 10-15 минут для одного управляемого этапа. Этапы отдыха могут быть примерно 1-2 минуты, а этапы исходного и итогового фона - по 2-3 минуты. Более длительный итоговый фон нужен для температурного тренинга и тренинга с ФПГ.

5) Необходимо выбрать и обосновать, какие контролируемые параметры (не более 4-х) будут использоваться в процедуре, и в каком направлении они должны меняться и подкрепляться - в сторону повышения или понижения. Какое будет наложение датчиков.

Студентам дается задание (на предыдущем занятии) принести на флэш-картах подобранные ими образы и написанные в конспекте планы новых сценариев. Также некоторые необходимые образы можно подыскать через Интернет прямо на занятии. Далее студентам предлагается на занятии самим (с помощью преподавателя) конструировать новые процедуры или модифицировать имеющиеся.
 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается принцип терапии на основе биологической обратной связи?

2. Какие преимущества этого метода по сравнению с другими методами психотерапии?

3. По каким физиологическим параметрам деятельности организма могут проводиться тренинги с биологической обратной связью?

4. Как используется параметр электродермальной реакции в терапии с биологической обратной связью?

5. Как используется параметр тонуса сосудов реакции в терапии с биологической обратной связью?

6. Как используется параметр электроэнцефалографии в терапии с биологической обратной связью?

7. Как используется параметр электромиографии в терапии с биологической обратной связью?

8. Как используется параметр температуры в терапии с биологической обратной связью?

9. Как используется параметры дыхания в терапии с биологической обратной связью?

10. Как используется параметр частоты сердечных сокращений в терапии с биологической обратной связью?

11. Для чего проводится анализ вариабельности сердечного ритма?

12. Как можно тренировать свойства произвольного внимания с помощью тренингов с биологической обратной связью?

13. Каковы основные принципы анализа результатов терапии с биологической обратной связью?

14. Каковы основные принципы модификации и разработки новых процедур терапии с биологической обратной связью?

15. Какими могу быть сферы практического применения терапии с биологической обратной связью?
 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) / Р.М. Баевский и др. // Вестник аритмологии. – 2001. - №24. – С. 65-87.

2. Базанова О.М. Влияния альфа-, ЭМГ-биоуправления и техник произвольной саморегуляции на показатели вариабельности сердечного ритма / О.М. Базанова, Д. Вернон, К.Б. Муравлева, М.В. Скорая // Бюллетень сибирской медицины. – 2013. – Том 12, №2. – С. 43-51.

3. Гребнева О.Л. Игровое компьютерное биоуправление в школе. Опыт практического применения / О.Л. Гребнева, О.А. Джафарова, О.Ю. Лазарева // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. – 2004. – № 3. — С. 71-73.

4. Гребнева О.Л. Нарушения внимания у детей и подростков. Диагностика и коррекция с использованием технологии компьютерного нейробиоуправления / О.Л. Гребнева, О.А. Джафарова, Е.Н. Даниленко // Вестник практической психологии образования. – Москва, 2005. — №4(5). – C.53-57.

5. Губарева Л.И. Психофизиология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И.Губарева, Р.О.Будкевич, Е.В.Агаркова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 188 с. – (Практикум для вузов).

6. Джафарова О.А. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний / О.А. Джафарова, О.Г. Донская, А.А. Зубков, М.Б. Штарк // Биоуправление-4: Теория и практика. – Новосибирск, 2002.

7. Долецкий А.Н. Эффективность различных техник саморегуляции с применением метода биологической обратной связи / А.Н. Долецкий // Современные наукоемкие технологии. - №4. – 2007.

8. Касап О.В. Связь личностной открытости с адаптационными резервами человека / Касап О.В., Луценко Е.Л. / Актуальные аспекты современной психофизиологии: Сборник научных трудов V международной научной конференции 21-23 августа 2013г. – Спб.: Изд.: НПЦ ПСН, 2013. – С. 115-120.

9. Луценко Е.Л. Результативность тренинга с биологической обратной связью в зависимости от особенностей личности // Матеріали науково-практичної конференції «Сучасні методи лікування захворювань психогенного походження» (ХІІІ Платонівські читання) / Під ред. Михайлова Б.В., Сарвір І.М. – Харків: КС «Курорт Березовські мінеральні води» (24-25 червня 2010р.). – С. 129-130.

10. Луценко Е.Л. Эффективность психофизиологических тренингов с биологической обратной связью при разных особенностях личности // Вісник Харк. нац. ун-ту імені В.Н.Каразіна. Серія: Психологія. – 2010. - № 913. – С. 111-115.

11. Луценко Е. Л. Возможности развития потенциала стрессоустойчивости при различных особенностях личности // Е.Л. Луценко. Вісник Одеського національного університету. Психологія. Том 16. Випуск 11. Частина 2. -  Спеціальний випуск «Матеріали Третьої міжнародної науково-практичної конференції "Культурно-історичний та соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві”, 16-17 вересня 2011 р., м. Одеса. - С. 73-82.

12. Луценко Е.Л. Влияние 10-ти дневного курса адаптивного биоуправления на отдельные психологические и физиологические характеристики взрослых людей / Актуальные аспекты современной психофизиологии: Сборник научных трудов IV международной научной конференции 21-23 августа 2012г. – СПб.: Изд.: НПЦ ПСН, 2012. – С. 20-25.15.

13. Луценко Е.Л. Связь вариабельности сердечного ритма с психологическими особенностями, детерминирующими здоровое поведение / Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова // Вестник психофизиологии. – 2013. - № 1. – С. 24-30.

14. Любар Д.Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность (диагностика, клиника, эффективность лечения) / Д.Ф. Любар // Биоуправление-3: теория и практика. Новосибирск, 1998. – С. 143-160.

15. Колл Р. Немедицинская биологическая обратная связь // Биоуправление-3: Теория и практика. – Новосибирск, 1998.

16. Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор»: методические указания. – Таганрог: Медиком МТД, 2007.

17. Пузин М.Н. Биоуправление в терапии мигрени / М.Н. Пузин, О.С. Шубина // Биоуправление-4: Теория и практика. – Новосибирск, 2002.

18. Селисская М.А. Применение виртуальной реальности в качестве психотерапевтического средства для помощи страдающим от психологических фобий. Проект исследования / Селисская М.А., Войскунский А.Е., Игнатьев М.Б., Никитин А.В. // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 39 – 42.

19. Скок А.Б., Шубина О.С., Джафарова О.А., Веревкин Е.Г. Энцефалографический метод альфа-тета тренинга при лечении аддиктивных расстройств // В сб. “Биоуправление - 3. Теория и практика”, (ред. М. Штарк, Россия; Р. Колл, США), Новосибирск, 1998. – С. 180-187.

20. Штарк М.Б., Скок А.Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике (обзор литературы) // В сб. “Биоуправление - 3. Теория и практика”, (ред. М. Штарк, Россия; Р. Колл, США), Новосибирск, 1998. – С. 130-141.

21. Яблучанский Н.И. Вариабельность сердечного ритма. В помощь практическому врачу. Для настоящих врачей / Н.И. Яблучанский, А.В. Мартыненко – Харьков, 2010. – 131 с.

22. Lutsenko O.L. Regulation systems state under different psychological types, defense mechanisms and health behavior / O.L. Lutsenko, O.E. Gabelkova // Psychology and Health, V. 28: sup 1 (EHPS 2013 Abstracts). – P. 256.

23. Електронний ресурс. – Режим доступу: http://www.provisor.com.ua/archive/2003/N11/art_12.php